Думаете ли вы, что ваш ребёнок одарённый?

У родителей есть наибольший шанс обнаружить способного ребенка. В конце концов, они гораздо больше времени, чем кто-либо другой, проводят с ним, получая возможность лучше узнать своего ребенка. Иногда родители оценивают одаренность, наблюдая, как он играет с другими детьми, насколько опережает их, задавая более интересные вопросы или находя способ что-либо сделать быстрее. Иногда родители просто чувствуют это интуитивно – на это ощущение вполне можно положиться, и желательно в дальнейшем его проверить. При этом не обязательно показывать ребенка дипломированному психологу. Возможно, знакомства с этой книгой будет вполне достаточно.
Как определить талантливого малыша

Основные ступени физического развития – когда ребенок сел, пополз, встал, пошел – больше не считаются жесткими показателями интеллектуальных способностей, как считалось раньше. Умственные характеристики являются, на самом деле, гораздо лучшим показателем, но и они не могут быть абсолютно надежными, потому что дети могут чрезвычайно быстро меняться. Одаренные дети точно так же отличаются друг от друга, как и дети любых других групп. Некоторые могут быть наивными, всем интере-, сующимися и дружелюбными, в то время как другие могут быть стеснительными и предпочитать одиночество. Поэтому используйте мои советы осторожно, это только общее руководство.
Живой ум

Самая заметная черта одаренных детей – живость ума, которая проявляется во многом, и особенно в том, что они с удовольствием говорят. Еще совсем младенцы, они уже очень “разговорчивы”, но скоро их гуканье и лопотанье уступит дорогу потоку детских слов и разговоров, которые могут быть вполне серьезными уже к трем годам. К четырем такие малыши часто умеют читать, и тогда они начинают буквально “пожирать” все слова, которые попадаются им на глаза.

Одаренные дети могут иметь очень хорошую память, намного лучше, чем другие дети того же возраста, причем разница эта может быть заметна даже в младенчестве и становится очевидна к началу третьего года. Четырехлетний малыш может, например, помнить, как он ездил на пикник год назад. Родители одаренных детей часто отмечают потрясающую память своих малыщей. Такие дети, даже когда они очень малы, могут, заинтересовавшись чем-либо, часами сосредоточенно заниматься предметом своего интереса.

У многих одаренных детей сильно развит дух соревновательности. Они могут соревноваться сами с собой, пытаясь каждый раз сделать лучше предыдущего, а могут соревноваться с другими детьми. Их девиз: “Что бы ты ни сделал, я мог сделать лучше”. Пытается ли ваш малыш все время преодолевать достигнутое, проявляя удивительное упорство, пока не добьется своего?

Даже еще будучи малышами, одаренные дети очень быстро замечают малейшие различия и улавливают неожиданные ассоциации. Но они еще многого не знают о мире, в котором живут, как видно из этой беседы:

Малыш: Нельзя строить дома на холмах.
Мама: Можно. Посмотри на дома на том холме.
Малыш: А как же пол может быть ровным?
Мама: Ну, дом или вкапывается в землю, или просто нависает, как балкон.
Малыш (стараясь, чтобы его слово было последним}: Я думаю, нужно строить дома правильно, даже если пол получится круглым. Ну, знаешь, просто ставить дом на холм, а люди внутри могут ходить вверх и вниз. Так будет намного проще.
Восприимчивость

Некоторые одаренные дети способны очень быстро воспринимать информацию. Иногда они схватывают значение того, что вы хотели сказать, прежде чем вы успеете закончить предложение. Иногда они могут воспринимать информацию из нескольких источников одновременно, например, слушать два разных разговора и полностью понимать оба. Есть взрослые, которые и в себе чувствуют такие способности, но взрослые делают это другим способом. Они переключают внимание и память, помещая “порцию” того, что они услышали, на “хранение” и возвращаясь к ней, когда услышат следующую. Взрослые перескакивают в уме туда и обратно, чтобы поддерживать оба “файла” открытыми, но на самом деле они воспринимают только один источник информации в каждый отрезок времени. Ваш малыш может удивить вас тем, что слышал каждое слово вашей беседы и одновременно способен точно повторить то, что передавали в это же время по радио.

Такая повышенная восприимчивость часто позволяет одаренным детям представлять себя другой личностью. Они очень хорошо подражают поведению других людей и быстро обучаются на собственном опыте. К сожалению, это может придать им взрослый вид, что не следует принимать за настоящую взрослость, до которой они дорастут позже.

Часто бывает, что одаренные дети очень чувствительны. Именно такая восприимчивость и позволяет ребенку быть одаренным, поскольку дает ему возможность воспринимать более широкий спектр информации и идей, которые менее способные дети могут пропустить. В то же время, такая чувствительность может сделать невыносимой для ребенка малейшую критику, он может принять ее слишком близко к сердцу и очень глубоко переживать. Одаренные дети не нуждаются в наказании, им вполне достаточно тактичного руководства. При этом в поощрении они нуждаются, по крайней мере, не меньше других детей
Способность общаться

К десяти месяцам или около того способный грудничок может быть вполне общительным, причем почти, как взрослый. Он должен уметь привлечь к себе ваше внимание и удерживать его, если он этого захочет. Умный малыш в один год вполне может научиться получать от вас необходимое с помощью улыбки, а не крика. Так, он может с улыбкой лопотать еще не совсем выученные слова, доставляя вам радость, как будто он знает, что это заставит вас остановиться и наслаждаться его успехами.

У способных детей бывает особенно острым желание учиться, и когда они получают такую возможность, они стараются ей немедленно воспользоваться. Становясь старше, такие дети постоянно расширяют и углубляют свои знания, так что, например, знания шестилетнего ребенка могут соответствовать девятилетнему возрасту. Это не значит, что они становятся “умнее” с каждым днем, такое впечатление создается потому, что они знают больше. Родители часто задаются вопросом, откуда дети черпают свои знания. Они впитывают их отовсюду – из телевидения, книг, разговоров.

Пару лет назад я проводила с Мелиссой тест на интеллект. Поскольку ей было только пять лет, я не стала заглядывать в справочник. Ее успехи были очевидны, особенно, когда нужно было повторить ряд чисел в обратном порядке. “Наверное, я должна вам сказать, -вставила она, – я еще умею читать вверх ногами”.
Самостоятельность

Способные дети часто уверены в том, что они делают. Они комфортно чувствуют себя в одиночестве и гордятся своими достижениями. Иногда они даже стараются “переиграть” своих родителей, придумывая различные способы подшутить над ними и получить от этого удовольствие. Например, спрятать папины ботинки перед тем, как он собрался уходить. Такие дети часто стремятся превзойти в чем-либо своих родителей. Однажды за обедом я разливала по тарелкам суп. Я спросила мужа: “Ты будешь суп?” “Я – да”, – ответил он. “А я да с половиной”, -откликнулся мой умный малыш.

Даже в течение самых первых дней в школе способные дети очень самостоятельны в своих занятиях. У некоторых одаренных детей обнаруживаются какие-либо особые склонности еще в детском саду. К начальной школе они могут уже вполне ориентироваться в предмете. Вильям, например, очень любил классическую музыку. У него было несколько записей, которые он мог проигрывать самостоятельно. Он очень аккуратно с ними обращался, но в четыре года ему было еще тяжело прочесть такие сложные имена, как Прокофьев и Чайковский, поэтому он запомнил порядок произведений и дал им номера. Однажды, услышав в магазине по радио знакомую музыку, он узнал ее и закричал маме: “Слушай, это номер десять”.
Нужно ли способным детям особое внимание

Не всегда это только удовольствие – обнаружить, что вы можете быть родителем способного или даже одаренного ребенка. Некоторые серьезные проблемы, связанные с этими особыми детьми, затрагиваются то там, то здесь, в газетах и разговорах. Я собрала некоторые из вопросов, которые часто задают родители о своих способных детях.

Если способный ребенок получает возможность, то он учится быстрее и усваивает больше, чем обычные дети, так что иногда складывается впечатление, будто он может обойтись без особого внимания. Но насколько это верно, зависит от вашего взгляда на образование. Вы можете считать, что все дети должны получать одинаковое образование, и самые умные дети вполне справятся самостоятельно, а все внимание должно направляться тем, кому тяжело справиться с учебной программой. Но если вы считаете, что все дети должны получать образование в соответствии со своими потенциальными возможностями, тогда и способные дети нуждаются в особом внимании.

Я считаю, что все дети имеют право учиться с интересом и на высоком уровне. Они не должны сковываться такими ограничениями в учебе, как общий уровень класса, ведь им необходимо применять свои дополнительные способности к обучению. Если в самые важные для формирования личности годы способный ребенок будет терять время на ненужные занятия, например, на изучение простейших математических действий, в то время как он способен уже перешагнуть через этот этап, он может потерять интерес к самому предмету обучения.

Ключом здесь может стать использование гибкого подхода. До того, как образование стало обязательным для всех детей, только счастливчики могли обучаться у индивидуальных педагогов или в маленьких группах. Кроме той помощи, которую оказывал ему отец, Моцарт с очень раннего возраста занимался с индивидуальными педагогами. У него могло бы не хватить времени, необходимого для развития его таланта, среди шума и гама большой школы. Конечно, мы ничего не знаем наверняка. Тетя Бенджамина Бриттена, которая воспитывала его, была весьма приземленной натурой. Она прерывала его музицирование, когда было пора идти спать. “Если это что- то стоящее, – говорила она, – то может подождать до и утра”.
Должны ли мы сообщать в школу

Родители часто боятся показаться слишком напористыми и говорить учителю о том, что они думают о способностях своего ребенка. В то же время, надо помнить, что родители несут ответственность перед своим ребенком, и это требует откровенности с учителем. Если учитель и родители не работают в одном направлении, то в проигрыше оказывается ребенок. Скорее всего школа приложит максимум усилий для сотрудничества с родителями, если они, вместо того, чтобы просто говорить об особом отношении к своему ребенку, проявят настоящую заботу и желание работать вместе с учителями.

Школе (да и самим родителям) было бы полезно, если бы родители описали хотя бы некоторые проявления особых способностей своего ребенка и принесли свои записи в школу. Вы можете включить в описание дошкольное чтение, раннее умение говорить, оригинальные идеи вашего ребенка, его музыкальные таланты и т.д. Было бы хорошо, если бы в качестве примера вы могли принести с собой какую-нибудь работу вашего ребенка.
Как они справятся с жизнью

Становясь старше, одаренные дети все больше и больше расширяют круг своих интересов. Это значит, помимо того, что они лучше других детей успевают по школьным предметам, еще могут иметь также широкий круг внешкольных интересов. Дети, увлеченные музыкой, могут с радостью принимать участие в репетициях оркестра или хора Многие из одаренных детей, кажется, способны ко всему, от математики до музыки, от спорта до философии. И хотя родителям бывает тяжело со всем этим справиться, это может быть очень захватывающим.

Родителей может волновать, что их ребенок берется за многие вещи сразу, слишком распыляясь и изматывая себя. Но если ребенок выбирает занятия добровольно, а не направляется взрослыми силой, то угроза здесь очень невелика. То, что взрослый может считать работой, ребенок часто воспринимает как удовольствие.

Некоторые способные дети занимаются только одним предметом в течение определенного времени. Они изучают все, что только можно, пока не удовлетворят своего любопытства, а потом бросают свои занятия, к изумлению родителей. Наш старший сын, например, интенсивно работал над китайскими головоломками, кукольными спектаклями и паровозами. До этого он проектировал акустические органы, в музыкальном колледже учился по классу тромбона, а сейчас готовится к защите докторской диссертации по вычислительной математике и кибернетике в Кембридже.

Способные дети часто могут “командовать” в групповых играх, поскольку они чувствуют, что лучше других помнят и понимают правила игры. Такое поведение не располагает к ним окружающих, и способные дети нуждаются в чутком руководстве, чтобы быть тактичнее. В то же время избежать таких проблем помогут занятия несоревновательными видами спорта.

Часто бывает, что способные дети оказываются самыми младшими в классе из-за того, что перескочили через класс или пошли в школу на год раньше. Учителя и одноклассники быстро забывают, что они младше, и способный ребенок оказывается просто “меньше”. Особенно болезненным это бывает для мальчиков в старших классах средней школы. Напоминайте себе и своему ребенку, что его слишком маленький рост и- т.д. объясняется тем, что он на целый год младше других. И все же такая ситуация может оказаться слишком тяжелой для ребенка, и мое длительное исследование показывает, что перескакивать через класс или больше обычно не стоит.
Исчезает ли детская одаренность

Вопрос о ранней смерти или нездоровье часто возникает в связи с детьми, которые сильно опережают свой возраст. Некоторым людям кажется, что детская одаренность – очевидный признак болезни. Такой взгляд имеет долгую историю, но сегодня он ничем не подтверждается. На каждого Шопена, Шелли или Шарлотту Бронте, умерших до срока, приходится гораздо больше Менухиных, Караянов и Сомерсетов Моэмов, которые дожили до глубокой старости. Знаменитые одаренные дети, умершие рано, родились в то время, когда медицина была еще недостаточно эффективной, и их менее способные и менее знаменитые современники точно так же рисковали умереть в молодом возрасте.

В целом, особенно одаренные дети становятся достаточно способными взрослыми. Тем не менее, некоторые дети, чьи способности были замечены в раннем возрасте, могут постепенно, по мере взросления, вернуться к среднему уровню. Это несколько напоминает рост. Девочка может быть на голову выше всех своих сверстниц, но, достигнув половой зрелости, она перестает расти. Другие, продолжая расти, могут догнать ее и даже стать выше. Родители не могут судить, всегда ли их ребенок будет опережать других как по росту, так и по умственным способностям. Все, чем вы можете помочь – это стараться подобрать то, что ему подходит, как в одежде, так и в образовании.
Как насчет действительно одаренных детей

Одаренных детей – самых ярких из всех детей – не более двух процентов, согласно любым опросам. Они – те, чьи способности делают их выдающимися, на целую голову выше своих сверстников. Даже не нужно говорить, что их одаренность всегда очевидна, независимо от их потенциальных способностей. Тем не менее, все дети могут столкнуться с проблемами, которые не дадут этим способностям реализоваться. Возможно, что одаренный ребенок не получит соответствующего учебного материала: вы не можете выучить иностранный язык, если никогда его не слышали. Как у любых других детей, у одаренных детей могут возникать эмоциональные проблемы. Они редко связаны с их способностями. Проблемы в семье могут поглотить ту энергию, которая могла быть использована на развитие дарования. Эмоциональная проблема может закрыть путь обучению.

Как я установила в ходе своего исследования, родители обычно хорошо представляют себе способности своего ребенка. Но часто (во всяком случае в Великобритании) они боятся использовать слово “одаренный”, возможно, потому, что это звучит хвастливо. На самом же деле, это просто характеристика, определение, которое указывает, что ребенок обладает некоторыми способностями, которые находятся на значительно более высоком уровне, чем у других.

Дети могут быть одаренными во всем или только в одной определенной области. На самом деле, некоторые удивительно успешно занимаются всем, тогда как другие имеют особый настрой на определенные предметы, такие как изобразительное искусство или математика. Но какими бы ни были потенциальные возможности одаренных детей, они все же нуждаются в большой и точно направленной помощи для развития своих талантов. Они нуждаются в высокопрофессиональном преподавании и руководстве, без которых они не могут развить многие из своих талантов. И неверно говорить, что они “автоматически” поднимаются вверх, как сливки. Для того, чтобы сливки поднялись кверху в чашке кофе, он должен быть приготовлен определенным образом, и сливки следует добавлять, правильно, только горячей ложкой.

Каковы бы ни были их таланты, каким бы глубоким и зрелым ни было их мышление, одаренные дети обычно счастливы и здоровы. Вы не сможете определить такого ребенка в толпе, потому что внешне он ничем не отличается от других. Хотя мне всегда казалось, что они на вас более пристально смотрят.

Автор Горшкова Елена Евгеньевна
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий