Восторг открытия

Именно повышенное стремление узнать все обо всем и сделать все самому ставит одаренного ребенка на ступень выше всех остальных детей такой малыш четко осознает, что вокруг него существует масса вещей, ждущих, чтобы их открыли, систематизировали и улучшили, – вот почему жажда творчества постоянно обуревает его.

Дело в том, что талант есть нечто большее, чем простое искусство подражания и копирования, пусть даже для овладения этими навыками и требуется большой опыт и сноровка.

Мировоззрение ребенка формируется не только в непосредственном контакте с явлениями и предметами, но и в соприкосновении и взаимодействии с чьим-то другим сопереживающим разумом.

Вот почему к “глупым” мыслям и “идиотским” вопросам раннего детства не стоит относиться с таким уж раздражением – по крайней мере, к большинству из них.
Побуждение к открытию

С восторгом открытия дети сталкиваются с самого рождения – это знает любой младенец. Но лишь те из них, кому удается сохранить в себе подобное радостное отношение, может быть, на всю жизнь, обладают стойким и сильным желанием учиться, ставить перед собой проблемы и успешно решать их. Правильный старт – залог жизни, насыщенной радостью творчества. И нет никакого смысла ждать необходимого стимула от школы – ваши ожидания могут оказаться напрасными и в любом случае несколько запоздавшими: фундамент для систематического образования закладывается в семье.

Игрушки оказывают важное влияние на процесс развития ребенка – в особенности тогда, когда с их помощью можно создать что-то свое, собственное, отличное от указанного в сопровождающей инструкции . Ребенок может обнаружить, что составлять из кусочков мозаики башенку куда интереснее, чем просто выкладывать из них картинки, – Джон и Элизабет Ньюсон описали в своей книге “Игрушки и принадлежности для игры” больше игр, чем вы можете себе представить. Эта книга способна стать хорошим подспорьем для любого родителя.

Безусловно, дети оценивают “взрослые” занятия куда выше своих игр. Вовлеките их в хозяйственную деятельность по дому, дайте им шанс “работать” вместе с вами забивать гвозди, готовить или помогать по саду. Постарайтесь завести во время совместной работы разговор о том, что вы делаете, соединив таким образом практическую активность с процессом выработки новых идей и осмысления происходящего.

Детей не нужно подталкивать к исследовательской работе – доказательства этого может предоставить вам любой ребенок, еле научившийся ходить. Необходимо только дать им достаточную свободу для экспериментирования. И чем шире окажется диапазон поисков, тем большая база для развития творческих способностей будет у ребенка. Если этот диапазон ограничен какими-то естественными причинами – площадью вашей крошечной квартирки на десятом этаже, например,- со стороны родителей потребуется изрядные усилия, чтобы поддержать исследовательский дух ребенка на должном уровне. Большую помощь может оказать телевидение – американский сериал “Сезам стрит” и многие европейские детские программы разрабатываются специально с этой целью. Далее, вы всегда можете воспользоваться услугами местной библиотеки – бесплатными и особенно полезными для детей младшего школьного возраста. Вы можете брать с собой малышей в художественные галереи и музеи -следите только за тем, чтобы эти культпоходы были веселыми и не слишком долгими: усталый ребенок, уныло бредущий из зала в зал за чересчур усердными родителями не получит абсолютно никакой выгоды ни в эмоциональном, ни в интеллектуальном плане.

Научить ребенка больше полагаться на свои внутренние ощущения вполне в ваших силах. Если он сталкивается постоянно лишь с какой-нибудь одной стороной окружающей действительности, его возможности выбора материала для духовного роста и творческого развития будут сильно ограничены. Способности к творчеству -как бы незначительны ни были его проявления -предъявляют особые требования: ребенку необходимо время для выработки идей и претворения их в жизнь. Приятно порисовать пасмурным дождливым днем, но это занятие быстро потеряет всю свою прелесть, если ребенка постоянно прерывают, докучают какими-то просьбами сделать то или другое, а потом и вовсе заставляют отложить еще не до конца, по его мнению, завершенный рисунок. Иногда, когда маленький творец действительно сильно увлечен своей работой, он может вновь и вновь возвращаться ней на протяжении нескольких недель. Тем не менее, наряду с восторгом открытия всегда существует возможность разочарования от неудачи – долг родителей, услышавших горестный крик “Не получается!” в том, чтобы подбодрить ребенка и не дать иссякнутьего интересу.

Действительно, признание со стороны других людей -серьезная сила. Это отчетливо показывают замедленные видеосъемки маленьких детей: когда мама наблюдает за тем, как ее малыш рисует красками на большом листе ватмана, сам “художник”, в свою очередь, внимательно следит уголком глаза за ее реакцией и сообразует с ней свои движения. Даже самые маленькие дети не ляпают краску как попало, в их рисунках всегда просматривается выбранный ребенком дизайн – либо прямые линии, либо кривые (какими бы корявыми они ни казались постороннему наблюдателю) – и любимые им цвета, пусть даже их названия пока недоступны ребенку.

Но любой малыш легко может переменить свое решение, бросить рисование и заняться чем-то другим, как только получит от матери соответствующий непреднамеренный сигнал.

Детские шедевры непременно должны выставляться на всеобщее обозрение, не ограничиваясь исключительно стенами спальни ребенка или другими укромными уголками квартиры подальше от посторонних глаз. Мои исследования показали, что дети, чьи рисунки чаще попадают на стены гостиной, больше интересуются искусством и достигают в нем больших успехов.

Любая творческая активность есть форма самовыражения: сам факт творения для ребенка гораздо важнее любых объективных критериев оценки. Если родители и другие люди показывают свое удовольствие достигнутыми результатами, удовлетворение самого автора будет гораздо большим.

Проявления творческой активности часто считают обыкновенной игрой, хотя в действительности это очень важная часть любого учебного процесса. На самом деле, то удовольствие, которое большинство детей получает от занятий по новым школьным программам, во многом объясняется заложенным в них творческим началом. Обучаться, созидая, не только интереснее – при этом материал легче усваивается и быстрее начинает использоваться на практике. Ребенок из более свободной (но и, вместе с тем, подчиняющейся определенному порядку) семьи, возможно, будет успевать в школе лучше своего сверстника из семьи со строгими правилами и традиционными методами воспитания.

Существует великое множество практических способов помочь ребенку в его творческом самовыражении и самый доступный из них – рисование. Если родители приняли необходимые меры, чтобы защитить стены, рабочие поверхности и самого ребенка от краски, это даст им необходимый психологический импульс к началу занятий. Разумеется, сначала ребенок должен научиться как следует пользоваться принадлежностями для рисования: чересчур влажная кисточка или слишком тонкая бумага способны несколько сдержать его творческий порыв. Воду для красок необходимо менять как можно чаще и всегда иметь под рукой хороший запас салфеток для вытирания кисточек. Помните, что детское видение мира сильно отличается от вашего: фиолетовое дерево ничуть не хуже дерева зеленого.

Некоторым детям больше нравится работать с формой и объемом – из груды картона и мотка липкой ленты можно выстроить самый настоящий город. Пластилин в сочетании с тупым ножом также способен привести к весьма впечатляющим результатам, а детям постарше имеет смысл дать нож поострее и научить их – всегда направляя нож только от себя! – вырезать фигурки из мягкого дерева или мыла. Готовые конструкторы не всегда оправдывают потраченные на них деньги – играя с ними, ребенок может утратить чувство восторга от собственноручно сделанной вещи, хотя подобные наборы и приучают малышей к точности и аккуратности. Маленькие дети обычно обожают работать с клеем и изогнутыми ножницами, составляя из обрезков ткани и кусочков цветной бумаги аппликации на картоне. Одни из них больше любят изображать фигурки людей и животных, другие предпочитают узоры и орнаменты; при этом рисунок аппликации может быть либо нанесен на картон с самого начала, либо создаваться автором по ходу дела.

Условия для детского творчества теперь созданы практически во всех детских садах, но если вам не повезло и в вашем садике таких условий нет, вам придется создавать их самостоятельно дома. Тот сад, в котором учат только чтению, письму и счету, с малой толикой пения и рисования цветными мелками, просто не в состоянии обеспечить гармоничное образование. Не забывайте, что творческий порыв ребенка в подобном случае либо вовсе исчезает, либо придерживается им для других занятий, не имеющих никакого отношения к обучению. Проверьте, есть ли в вашей районной библиотеке какие-нибудь книги по домашнему творчеству детей. Не унывайте от приведенных в них детских рисунков, заметно превосходящих по качеству рисунки вашего собственного ребенка: в типографских иллюстрациях есть что-то особенное, придающее очарование даже самым простеньким каракулям.

Традиционная школа не всегда отвечает специфическим потребностям творчески одаренных детей – будучи зачастую одним из самых непоседливых в классе, такой ребенок иногда вызывает лишь раздражение со стороны учителей. Но надо помнить, что у творческой личности существует в этом мире свое, особое предназначение: она одна способна ставить под сомнение очевидные всем остальным истины. Она всегда будет обладать повышенной чувствительностью к запросам других людей и высокой степенью самокритичности – не теряя, впрочем, здорового чувства юмора и веселого нрава.

Родители могут пытаться управлять деятельностью своих детей двумя разными способами. Первый – это приказ: “Замолчи, я кому сказала!*, второй – совет: “Помолчи, и ты услышишь, как поют птицы.” Чтобы помочь вашему ребенку развить необходимые живость и гибкость ума, вы должны как можно реже использовать повелительное наклонение – на самом деле, потребность в нем возникает не так уж и часто. Добрый совет гораздо полезнее – он приучает ребенка к самостоятельному мышлению, непременной основе любой творческой деятельности.

Доказано, что ограничение свободы действий детей со стороны родителей, постоянные “нельзя” способны серьезно помешать развитию их любознательности и сдержать порыв ребенка к самостоятельному осмыслению происходящего. Подрастая, такие дети скорее всего откажутся от послушания и примерного поведения, и начнутся их конфликты с родителями, приносящие страдания обеим сторонам. Как часто мы слышим: “Не тронь!”, “Положи на место!” – а ведь подобные, особенно любимые некоторыми родителями запреты перекрывают пути познания ребенком окружающего его мира. На самом деле, лучшее, что вы можете сделать – это убрать хрустальные бокалы подальше, пока дети немного не подрастут. Наиболее совершенные в творческом плане личности выходят, как правило, из семей, в меньшей степени озабоченных преуспеванием ребенка в традиционной системе ценностей, не ограничивающих ребенка в выборе друзей и сферы приложения своих интересов.

Богатое воображение и тяга к творчеству отнюдь не подразумевают экстраординарных умственных способностей у ребенка: многие великие художники, например we отличались особенно высоким интеллектом. Следует помнить только, что если развитый интеллект и не гарантирует наличие творческого дара, интеллект неразвитый может обеспечить полное его отсутствие.

Тем не менее надо помнить, что открытие само по себе не так уж и ценно – оно обязательно должно быть привязано к тому, что уже известно ребенку, и только сам ребенок может решать, чего оно стоит на самом деле. Весь процесс чем-то напоминает калейдоскоп: ребенок перетряхивает привычные факты и образы и создает из них все новые и новые комбинации – а затем внезапно совершает качественный скачок к новым для него идеям и понятиям. Умный маленький Генри совершил подобного рода скачок в трехлетнем возрасте: он еще не умел писать, но мог рисовать цифры, и для того, чтобы как-то пометить день своего рождения, поставил на поздравительной открытке число “22″. “Тогда был вторник,” -пояснил Генри, вот он и решил нарисовать две двойки.

Мозговой штурм

Сделать своего ребенка действительно творческой личностью вполне в силах родителей, и наибольший успех приходит тогда, когда сохраняется баланс между интеллектуальным и эмоциональным развитием. Ключ к этому лежит в особого рода упражнениях. Когда в каком-нибудь крупном бизнесе начинает ощущаться нехватка новых идей, главные директора часто собираются вместе на день-два для так называемого мозгового штурма.

Поначалу они просто бомбардируют друг друга примерами из собственной практики и жизненного опыта, затем стихийно возникающий калейдоскоп мнений начинает порождать все новые и новые идеи и приводит порой к совершенно неожиданным открытиям. Не менее ценно и то, что при подобном “штурме” соединяются разные способы мышления людей с ориентацией на различные полушария головного мозга: дивергенты и конвергенты взаимно стимулируют мыслительные процессы друг друга. Надо только не отступать от главного правила: полного отказа от скепсиса, принятия всех идей без исключения и никаких “Да, но…”.

Первый шаг в обучении ребенка (или даже взрослого) творческому мышлению заключается в том, чтобы дать ему правильные представления об окружающем мире. Лучше всего будет, если вы познакомите ребенка с какой-нибудь доступной для его восприятия проблемой и проследите за процессом ее решения. Вот некоторые вопросы, которые вы можете задать детям разного возраста:

Трехлетнему: “Что можно сделать из куска бумаги?” Пятилетнему: “Что будет, если все станут вдвое выше ростом?”

Десятилетнему: “Что нужно для того, чтобы накормить все население мира?”

Далее приведен ряд действительно головоломных задач из практики “Американской обучающей системы”.

На что из животного мира похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?

Айсберг напоминает глобальную идею потому, что… Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Вы можете провести небольшую предварительную атаку мозгового штурма, воспользовавшись некоторыми из этих вопросов – или какими-нибудь другими подобного же типа, не имеющими однозначных ответов. Основная идея в том, чтобы возможно дальше раздвинуть границы детского воображения. В такой “атаке” может участвовать и один ребенок, но гораздо интереснее и веселее заниматься сразу с несколькими. Начните с разбора всех возможных ответов на интересующий вас вопрос – при этом следите, чтобы ребенок чувствовал возможность в полной мере использовать свое воображение. Ни в коем случае не пытайтесь играть роль судьи – здесь верны любые ответы. Это довольно простой принцип – обеспечить действительно свободный обмен мнениями в благожелательной атмосфере, но следовать ему иногда бывает поразительно трудно.

Обычно дети начинают с проверки правил игры: они никак не могут поверить в свалившееся на них счастье отсутствия любых ограничений. Но если вы будете твердо придерживаться однажды выбранного курса, они очень скоро прийдут к приятию и уважению идей окружающих наравне со своими собственными. Подобные упражнения значительно обостряют чувство собственного достоинства ребенка и усиливают в нем веру в свои способности. Именно атмосфера доверия так необходима любой творческой личности, в ней и развивается тяга к интеллектуальному риску. Постарайтесь поддерживать мозговой штурм в возможно более быстром темпе, позволяя воображению детей забираться все дальше и дальше, задавайте вопросы, вносите собственные предложения, и тут же выдвигайте альтернативные варианты. Обычно детям очень нравится азарт гонки интеллектов.

Результатом таких занятий должна стать выработка ребенком все большего количества идей в процессе решения той или иной задачи – и здесь с вашей стороны может потребоваться известная осторожность и твердый контроль над ситуацией. Так же как вы узнаете, что ребенок переутомился и ему пора спать, вы сможете определить момент, когда дети излишне возбудятся и прервете занятие до того, как они полностью исчерпают свои ресурсы и окончательно отобьются от рук. Если вы ощущаете хотя бы малейший намек на усталость, осторожно подведите мозговой штурм к логическому завершению, используя все свое родительское искусство: необходимо, чтобы по окончании занятия дети чувствовали себя на седьмом небе от счастья.

У болгар есть образовательная система, называющаяся суггестология, суть которой – в получении удовольствия от процессов обучения. Следуя ее методике, ребенок прежде всего должен расслабиться и постараться ни о чем не думать, оставаясь, тем не менее, готовым к дальнейшим действиям. А затем он, вместе со своими родителями или учителем, начинает размышлять о различных предметах и явлениях, рассматривая их в комплексе и пытаясь понять их взаимодействие. Так, например, во время отдыха вы можете вместе с ребенком порассуждать о колесах, осях, гравитации и весе. Отдайтесь свободному течению мысли, позвольте идеям сталкиваться, противопоставляться, дополнять и уравновешивать друг друга, рождая новые варианты. Это весьма похоже на мозговой штурм, но без присущего ему напряжения а в результате вы можете вдруг придумать новый способ передвижения по лунной поверхности.
Вперед, к фантазии

Различные чувства, потребности, желания и даже страхи – неотъемлемые составляющие творческого мышления. Склонность к мечтательности и богатое воображение также являются атрибутами творческой личности. Маленькая девочка, играя с куклами, безусловно, использует свои представления о реальной семейной жизни, а уже имеющийся жизненный опыт позволяет ей управлять фантазиями, воплощая в игре собственную потребность в любви и заботе. Великие художники, писатели и ученые часто мыслят “по-детски”. И хотя возродить истинную невинность детского восприятия им не под силу, творческие люди больше открыты фантазиям и меньше стеснены суждениями о том. что хорошо и что плохо, нежели большинство из нас. Это помогает им рождать оригинальные идеи, которые затем разрабатываются детально, уже с использованием всех знаний и опыта взрослого человека.

Вот примерная схема этого процесса.

Подготовка. Это трудоемкий и продолжительный этап. Творческая личность стремится собрать всевозможную информацию о занимающем ее предмете: какие исследования проводились раньше, какая техника может быть использована и т.д.

Подготовительный этап – необходимая основа творческого мышления.

Бессознательное осмысление. На этом этапе человек откладывает свою работу в сторону, отключается от мыслей о ней и занимается чем-нибудь другим. Это что-то вроде процесса выработки ферментов, который может продолжаться несколько минут, а может тянуться годами.

Вдохновение. Теперь новая идея может возникнуть в любой момент, но наиболее вероятно ее появление во время отдыха ко сну или пробуждения. Это всегда очень волнующие мгновения, даже если рождается не целиком оформленная идея, а лишь зерно истины.

Разработка. На данном этапе происходит возвращение к чертежной доске или письменному столу с новым вдохновением, логическая проверка идеи и их окончательная доводка. Это жизненно важная часть работы над творческим проектом, здесь как раз и проявляются настоящие умение и опыт.

Иногда творческий процесс может растянуться на долгие годы: например, Вагнер работал над циклом опер о Кольцах более 26 лет. Часто приводят слова Эдисона, сказавшего, что гений – это 1% вдохновения и 99% напряженного труда.
Будущее

Одаренных и проницательных детей очень часто волнуют глобальные проблемы будущего “космического корабля “Земля”. Их привлекают неисследованные возможности, и они чувствуют потребность принять участие в решении проблем, которые еще только должны появиться. Породить подобную озабоченность может только интеллект высокого уровня, и именно дети, которые наиболее обеспокоены будущим в различных его аспектах – будь то культурные, научные, политические или образовательные программы, – составляют главное достояние нации, ее резерв и надежду. Поэтому очень важно вовлекать талантливых детей в осмысление глобальных проблем, не ограничиваясь узкими рамками “мира детства”. К несчастью, многое из того, чему учат сегодня в школах (особенно это касается действительно одаренных и способных детей), связано с чисто механическим накоплением и воспроизводством информации, и это может притупить естественное любопытство и тягу к переменам любого ребенка. Ведь если мы будем ограничивать мыслительный процесс ребенка исключительно очевидными фактами и известными явлениями, как он сможет впоследствии открыть что-то свое, новое?
Независимость и конформизм

Творчески одаренные дети являются и наиболее независимыми, это обычно заметно даже по взаимоотношениями их со взрослыми в семье. Как правило, их творческая свобода больше всего проявляется, когда родители оказывают максимум поддержки своим детям в занятиях тем, что их действительно интересует. Если вы видите, что ваш ребенок поглощен исследованием новых свойств привычных вещей, не бойтесь лишний раз похвалить его. Обычно между отправлением скучной обязанности и живой заинтересованностью существует довольно ощутимое различие; вы, как родители, вполне в состоянии его почувствовать. Это тем более важно, что непосредственные интересы вашего ребенка лучше всяких тестов способны рассказать вам о его будущем поле деятельности. Любит ли он мастерить или занимается музыкой, или читает больше своих сверстников – даже если детские склонности и меняются немного со временем, общее направление развития угадать обычно не составляет труда. Попробуйте записывать в дневнике, чем именно интересуется ваш ребенок и насколько он в этом усерден. Если даже вы и окажетесь не в состоянии дать точные формулировки, такие записи помогут вам хоть как-то разобраться в наклонностях ребенка и его возможных будущих занятиях.

Как много естественного творческого духа, данного каждому ребенку от рождения, теряется под прессом послушания! Почему маленький мальчик должен вдруг бросить работу над моделью самолета и идти на улицу играть с другими мальчишками? Всегда ли это полезнее? Зачем отрывать девочку от игры с машинками? Только потому, что ее родителям кажется, что подобное поведение не подобает их дочери, что она теряет в нем часть своей женственности?

Одаренным детям, обладающим творческими способностями и непосредственным живым умом, просто необходимы доверие со стороны родителей и возможность время от времени выходить по собственному желанию за рамки общепринятого поведения. Если ребенок думает несколько иначе, чем большинство его сверстников, это означает только, что он будет более независим и уверен в себе. В будущем ему потребуется духовная свобода, чтобы иногда ставить под сомнение традиционные критерии “правильности” и “неправильности” тех или иных мыслей и поступков. Это будет необходимо ему для построения собственной системы ценностей, не менее важной, быть может, чем “нормальные” правила поведения.

Если вы считаете, что ваш ребенок относится как раз к такому типу, помните, что между независимостью и скверным поведением разница не меньше, чем между ребенком, который любит тихонько мастерить что-то в одиночестве и тем, кто одинок, потому что никто не хочет с ним играть. Толерантный ребенок в корне отличается от своего сверстника, не способного принять какое-либо решение самостоятельно. В конце концов, вы всегда сможете понять, является ли ваш ребенок действительно творческой одаренной личностью или просто милым и славным маленьким человечком. Ну, а если вы все-таки не уверены в себе, лучше всего посоветоваться со специалистом. Творческая личность не должна быть загублена – и ради нее самой, и во благо всем нам.

Конформизм – величайший враг воображения и свободы творчества. Одаренные дети нуждаются в регулярных упражнениях для развития своих способностей с тем, чтобы в дальнейшем они смогли контролировать происходящее вокруг и быть компетентными в сфере своей деятельности. Только так они получат возможность без опаски приступить к освоению новых знаний и решению все новых проблем, свободно обмениваясь информацией с другими вместо узколобого соперничества в накоплении очевидных фактов.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПООЩРЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДУХА?

Если это вообще возможно, проследите, чтобы у ребенка были время и возможность побыть наедине с самим собой, чтобы он мог накапливать новые знания и осмысливать их в психологически свободной и располагающей обстановке.

Ребенок должен обладать достаточным количеством рабочих материалов. Иегуди Менухин никогда не стал бы великим скрипачом, если бы родители вовремя не купили ему маленькую скрипочку. Убедитесь, что в доме есть необходимый запас бумаги, красок и, скажем, всевозможных коробочек для различных конструкций надобностей. Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена.. Тем не менее, обязательно выделите такое место, где постоянный беспорядок не особенно раздражал бы вас.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Рисовать по картине в день – не всегда лучший путь даже для художника.

Оказывайте ребенку всяческую поддержку и почаще хвалите его. Творчество – источник постоянного внутреннего беспокойства; наиболее способен к творчеству тот, кто может лучше справляться с этим.

Вам необходимо полностью понять и принять детскую потребность в тайне и выдумке, никогда не допускайте ни малейших ноток сарказма в голосе, даже, если вы считаете, что это только шутка.

Старайтесь самим стилем вашей жизни показать ребенку, что открытие всегда приятно и полезно. Подерживайте свои собственные увлечения, попробуйте заинтересовать ими и ребенка тоже. Например, вы можете вместе изучать район, в котором живете.

Постарайтесь быть возможно более позитивными: “можно” работает всегда лучше, чем “нельзя”.

Поощряйте попытки детей использовать их привычные игрушеки, придумывая с ними новые развлечения. Впрочем, на это способен любой младенец: как часто вместо того, чтобы греметь своими погремушками, он швыряет их на пол и с удовольствием наблюдает за тем, как вы их поднимаете.

Автор  Емельянов Сергей Петрович
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий