Нормальное развитие детского интеллекта

Мир нуждается в детях, ярких, как пуговички, в тех, кто пронесет свою сияющую искорку через всю жизнь. Потенциальные способности таких детей смогут многое дать в различных областях знаний, в разных концах света, если только они получат возможность их развить. Одаренным может быть ваш ребенок или мой, независимо от того, богаты мы или бедны, какого мы вероисповедания и где мы живем. Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всем мире – рождается настолько одаренным, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня. Помните об этом.

То, что люди считают особенно ценным в способностях ребенка, в некоторой степени зависит от их собственной точки зрения, но в большинстве случаев – от того образа жизни, который они ведут. Например, для пещерного мальчика лучшей была бы перспектива стать охотником, а наиболее ценной способностью – острое чутье зверя. В Древней Греции одаренную девочку могли заметить за ее способность логически мыслить. В начале нашего столетия одаренный ребенок должен был читать наизусть длинные пассажи текста, ясно и с выражением или записывать колонки цифр в длинные прямые линии, т.е. тяжело работать, подчиняясь правилам, и быть первым в классе -вот отметка потенциального успеха. Поэт Роберт Грэйвз в автобиографии “Прощание с прошлым” описывает свои* школьные переживания. Он вспоминает, как должен был в уме делать арифметические вычисления под ритм метронома, и как отец забрал его из школы, обнаружив сына в слезах над переписанной в двадцать третий раз таблицей умножения.

Сейчас мы признаем, что для всех детей важно не только умение запоминать и воспроизводить заученное, но и способность проявлять живое воображение. Необходимость этого очевидна не только в искусстве, но и в науках. Эйнштейну было очень скучно в немецкой гимназии, где он просто должен был повторять выученный материал; он также не преуспевал и на школьных экзаменах. Потом, когда дядя научил его использовать воображение для игры с числами, Эйнштейн изменил мир физики и математики.

Эйнштейн, действительно, был гением. Одним из тех редких людей, кто приносит в жизнь абсолютно новые идеи. Гений – это гораздо больше, чем просто очень умный или даже очень одаренный; это действительно великий человек. Они приходят в наш мир и покидают его несколько по-иному, благодаря тому вкладу, который они внесли в жизнь общества. Бетховен, Пикассо, Исаак Ньютон, Мария Кюри – все они были гениями. Даже будучи маленькими детьми они проявляли необычайно сильный интерес к тем областям знаний, которые позднее стали основным содержанием их жизни, иногда за счет многого другого.

Исследуя биографии знаменитых ученых Америки 1950х годов, Энн Роу обнаружила, что многие- будущие ученые уже в раннем детстве собирали по-взрослому серьезные коллекции, самостоятельно планировали и проводили вполне научные эксперименты.

Способность гения быть оригинальным, раздвигать границы изученного, изведанного часто заметна еще в очень раннем возрасте. Моцарт сочинял музыку в 4 четыре года, Мендельсон – в 9, Гендель в 11 лет. Стихотворения Александра Поупа и Франсуазы Саган публиковались, когда им было по 12 лет, а Роберту Бернсу – 14. Когда Генри Форд начал работать часовым мастером, он был так молод, что хозяева мастерской предпочитали не показывать его клиентам за работой.

Эта книга написана для родителей, чьи дети никогда не будут считаться гениями (за исключением редчайших случаев), но все они – в чем-то талантливы и одарены. Конечно, большинство родителей одаренных детей хочет, чтобы их дети жили нормальной, счастливой жизнью, Я собрала весь свой опыт психолога, учителя и родителя, чтобы помочь им понять своих детей, поддержать их в достижении успеха и постараться сделать их счастливыми. Родители – это лучшая опора для одаренных детей, так как они наиболее чувствительны к их нуждам и больше заботятся об их будущем.

Психологи избегают давать строгие определения-того, что ребенок должен уметь делать в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может либо расти скачками, ‘отдыхая” в промежутках между ними, либо развиваться постепенно. У каждого ребенка есть свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность.

Большинство родителей, тем не менее, хотят понять, что же такое “нормальное развитие ребенка”, чтобы иметь возможность оценивать развитие своих детей. Нужно помнить, что “нормой” на самом деле называется средний уровень, т.е. уровень нормального развития определяется путем вычисления среднего арифметического из наблюдений за тысячами детей одного возраста. Однако даже средний результат может меняться в зависимости от меняющихся внешних условий. Так, например, средний уровень интеллекта у детей постоянно растет особенно в тех странах, где улучшилось снабжение пищей. Более того, средний результат не просто перенести с одной национальной культуры на другую. То, что приветствуется в одной стране, например, умение задавать вопросы в Америке, может не поощряться в другой, например, в Швеции уважают умение молчать.

Только учитывая все это, мы можем обратиться к основным этапам нормального умственного развития ребенка.
Используя слово

Новорожденный ребенок слушает и реагирует на слова и знаки. К одному году ребенок сам может произносить несколько слов, таких как “мама”, “папа”. До этого,пытаясь произносить слова, малыш будет тренировать свое новое умение – лопотать.

Иногда трудно сказать, когда ребенок начал использовать новое слово, потому что родители находят смысл в тех или иных звуках, произносимых ребенком, еще до того, как другие люди смогут различать в них слова. Тем не менее, существуют способы, используемые психологами, чтобы определить, начал ли ребенок говорить: Ребенок должен как-то демонстрировать, что он понимает значение слова, например, говорить “папа” и при этом показывать или смотреть на отца. Ребенок должен использовать слово несколько раз в течение дня, причем делать это самостоятельно, а не только повторяя за кем-то.

Слово должно быть достаточно понятным другим взрослым (кроме родителей) хотя бы тогда, когда они знают, какое слово пытается произнести ребенок.

Большинство детей к двум годам могут составить несколько коротких предложений, таких как: “Папа пошел на работу”. Девочки обычно опережают мальчиков и в использовании слов, и в составлении предложений. Широкое исследование, проведенное в Америке под руководством Элеонор Маккоби, показало, что девочки не только раньше произносят свое первое слово, но и раньше начинают правильно говорить. Мальчики обычно (но не всегда) догоняют девочек уже в более позднем возрасте.

Вы можете подсчитать количество слов, которое ваш ребенок уже знает, чтобы определить, как он развивается, впрочем, если ребенок позже начинает говорить, это не обязательно означает его замедленное умственное развитие в данный момент или в будущем. Уинстон Черчилль не говорил до трех лет, в то время как большинство детей в этом возрасте имеют словарный запас до 900 слов. Также нормально, если ребенок, который учится говорить, забывает слова, которые он уже знал, и выучивает их заново.

Многие вещи в жизни малыша влияют на то, как он учится говорить.

Важную роль здесь играет необходимость общаться. Например, если родители хорошо понимают желания и просьбы ребенка по его жестам, то ребенок может не торопиться называть вещи словами.

В целом, время, когда малыш заговорит, не имеет определяющего значения.

Умение говорить связано также с эмоциями ребенка. Так, сложнее научиться говорить бывает детям, пережившим много огорчений и стрессов. Переезд из дома в дом, смена людей, которые за ними ухаживают, – все это может повлечь за собой задержку в речевом развитии ребенка.

Использование слов также зависит от отношения детей к словам, от тех мыслей, ассоциаций, которые эти слова вызывают у них. Это в той же степени относится и к взрослым, но у взрослых это тяжелее выявить, потому что множество таких связей запрятано глубоко в нашем подсознании. Мы очень редко знаем о том, как мы говорим и думаем, мы просто с этим существуем.
Используя число

Трудно себе представить, но будущее умение считать закладывается в первый год жизни. В возрасте одного года ребенок уже может положить один кубик на другой на гладкой твердой поверхности. Таким образом он начинает присматриваться к простейшему математическому понятию “больше” и “меньше”, которое станет окончательно ясным к двум годам. Средний ребенок трех лет может обычно сосчитать до пяти, а к’четырем годам -до десяти. Но настоящее понимание чисел происходит только после их запоминания. Для малыша, который только учится ходить, “четыре” – это не абстрактная концепция числа четыре, которую он поймет позже, сейчас для него эта четверка зависит от практического счета. К трем годам ребенок обычно справляется с понятием “не достаточно”, которое находится где-то между называнием чисел и их пониманием. Вы должны спрашивать малыша: “Достаточно ли я поставила чашек на стол?” (Конечно, если не слишком много людей собираются пить чай). Это поможет вам понять, как далеко ваш малыш продвинулся в счете.

К пяти годам способный ребенок скорее всего сможет складывать числа до пяти, а к шести годам он сможет не только складывать числа до десяти, но и отнимать числа меньше пяти. На первый взгляд кажется, что арифметические умения мальчиков и девочек развиваются в одном темпе, но у мальчиков часто оказывается лучше развито пространственное мышление, что выражается в способности запоминать формы и понимать, как действует механика. В то же время мы не знаем точно, насколько такие способности являются природной закономерностью, а насколько зависят от того направления в воспитании, которое каждый пол получает в этом возрасте.
Используя память

Примерно с десяти лет большинство людей практически не может вспомнить, что происходило с ними в младенчестве или раннем детском возрасте. Фрейд называл это “детской амнезией”. Он видел причину этого в том, что мы подавляем в себе то, что не хотим вспоминать. Однако последние психологические исследования дали гораздо более убедительное объяснение, причем такое, которое позволяет найти способы помочь маленьким детям использовать их память более эффективно. Память – это жизненно важная часть их познавательного процесса.

Первые проблемы, с которыми дети сталкиваются при запоминании, связаны с неэффективными методами, которыми они пользуются при “сортировке” и “хранении” информации. Дело в том, что дети еще экспериментируют со способами запоминания. Чтобы вспомнить, т.е. перенести то, что вы испытали, на передний план вашего сознания, нужна некая умственная структура, из которой это воспоминание можно было бы извлечь. Мы делаем это с помощью “заголовков” или “крючочков”, которые пронизывают всю память знакомыми тропинками. Сложности с возвращением к самым ранним образам связаны с тем, что необходимая структура в это время еще не сформировалась, образы остались “не разобраны” и поэтому сейчас недоступны.

Вы можете наблюдать это на примере годовалых малышей, которым тяжело вспомнить даже то, что они делали днем раньше.

Вы можете помочь ребенку “завести” его запоми-нательную структуру. Для этого можно использовать продуманные и подробные вопросы, соединяющие различные части истории таким образом, что и малыш двух лет сможет ее пересказать. Наиболее эффективно это будет действовать, если вы будете задавать вопросы, находясь там же, где имело место само действие. Например, на вопрос “что бабушка давала тебе вчера на обед?” малышу будет легче ответить в доме у бабушки.

Другая серьезная проблема, с которой вы столкнетесь, заключается в том, что у детей не всегда хватает слов, чтобы рассказать обо всем, что они запомнили. Один из способов преодолеть эту проблему – позволить ребенку изображать свои воспоминания, т.е. приведя ребенка на ту же игровую площадку, где он играл вчера, и попросить его изобразить то, что он помнит. Вы также можете рассказать ребенку часть сказки, останавливаясь в нескольких местах и предлагая ребенку заполнить пропуски.

Попытка помочь малышу использовать то, что у него уже есть, потребует настоящего упорства, но, как и в любом деле, повторение улучшает результат. В конце концов, именно дети, освоившие наиболее эффективные методы запоминания, могут быстро добраться до тех знаний, которыми они обладают, а также добавить к уже имеющимся знаниям новые.
Используя опыт

Некоторые виды умственного развития требуют опыта. Концепция времени, например, обращается к воспоминаниям о прошлых событиях, а также требует некоторых языковых способностей. Малыши обычно могут представить некоторый план своих действий к трем годам. Можно учить их планировать, используя для отсчета времени такие хорошо знакомые малышам действия, как сон или еду.

В отличие от взрослых, у детей еще не накоплено достаточно опыта, чтобы справиться с чем-то новым. Младенец, например, может после многих повторений выучить, что папино лицо снова появится над столом или из-за шкафа в игре в прятки; но игра потеряет свое очарование, когда малыш научится заглядывать под стол. В возрасте около года малыш сможет, увидев, как вы “прячете” игрушку по подушку, “найти” ее снова. Но если вы притворитесь, что прячете игрушку под одну подушку, а положите под другую, малыш будет смотреть только под первую. У него еще недостаточно опыта, чтобы понять, что если игрушки нет под одной подушкой, то она может быть под другой. Однако к полутора годам малыш должен справляться и с двумя “потайными” местами.

Маленькому ребенку также нужен опыт, чтобы научиться рассуждать. Требуется как минимум три года, чтобы выработался определенный уровень аргументации, более значительной, чем просто утверждение своего мнения. К пяти годам ребенок обычно может сделать разумные выводы из того, что он видит, или обсудить общее и различное между наблюдаемыми предметами. Вы, возможно, помните, что Кристоферу Робину было как раз около пяти лет, когда он мог сравнить нянин плащ (“красивый, синий, но без капюшона”) и свой (“у моего есть капюшон”).

Иногда малышам не хватает знания законов нашего общества, необходимых для того, чтобы сделать “правильный” вывод. Например, малыш может захотеть жениться на маме или выйти замуж за папу, когда вырастет.

Малышам могут также не удаваться вещи, требующие внимательности. У них не хватает терпения пойти по пути рассуждений, поэтому они могут принимать логичное (но неправильное) решение. Например, один из наших детей, повторяя за взрослыми, частенько говорил о “головной боли” у него в животике. При этом у него все было в порядке с логикой мышления.
Используя букву

Иногда в раннем детстве дети обнаруживают, что рисовать каракули на бумаге – это забавный путь выражения своих чувств и мыслей. Потом, повторяя формы и рисуя картинки, они начинают рисовать буквы. Некоторые к четырем годам могут уже нарисовать несколько букв. Многие начинают это делать только в школе. Навыки чтения и письма часто развиваются одновременно в начале школьного обучения, но иногда, если ребенок действительно любит читать, письмо может несколько отставать.

Большинство детей учится читать, когда идет в школу, и к концу первого учебного года может осилить книжки- с картинками и простыми предложениями. Однако некоторые очень способные дети обучаются чтению как бы сами, впитывая слова отовсюду: с упаковок детского питания, дорожных знаков и вывесок. Умный ребенок может даже понимать значение трехбуквенных слов к трем годам или узнавать свое имя, если вы напишете его крупными печатными буквами (что, впрочем, зависит от длины имени).

Возраст, в котором дети начинают использовать буквы при чтении и на письме, во многом зависит от той поддержки и помощи, которую они получают дома. Если вы как родитель с радостью используете слова сами, то вы можете ожидать того же и от вашего ребенка.

Автор Емельянов Сергей Петрович
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий