Нормальное развитие детского интеллекта

Мир нуждается в детях, ярких, как пуговички, в тех, кто пронесет свою сияющую искорку через всю жизнь. Потенциальные способности таких детей смогут многое дать в различных областях знаний, в разных концах света, если только они получат возможность их развить. Одаренным может быть ваш ребенок или мой, независимо от того, богаты мы или бедны, какого мы вероисповедания и где мы живем. Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всем мире – рождается настолько одаренным, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня. Помните об этом.

То, что люди считают особенно ценным в способностях ребенка, в некоторой степени зависит от их собственной точки зрения, но в большинстве случаев – от того образа жизни, который они ведут. Например, для пещерного мальчика лучшей была бы перспектива стать охотником, а наиболее ценной способностью – острое чутье зверя. В Древней Греции одаренную девочку могли заметить за ее способность логически мыслить. В начале нашего столетия одаренный ребенок должен был читать наизусть длинные пассажи текста, ясно и с выражением или записывать колонки цифр в длинные прямые линии, т.е. тяжело работать, подчиняясь правилам, и быть первым в классе -вот отметка потенциального успеха. Поэт Роберт Грэйвз в автобиографии “Прощание с прошлым” описывает свои* школьные переживания. Он вспоминает, как должен был в уме делать арифметические вычисления под ритм метронома, и как отец забрал его из школы, обнаружив сына в слезах над переписанной в двадцать третий раз таблицей умножения.

Сейчас мы признаем, что для всех детей важно не только умение запоминать и воспроизводить заученное, но и способность проявлять живое воображение. Необходимость этого очевидна не только в искусстве, но и в науках. Эйнштейну было очень скучно в немецкой гимназии, где он просто должен был повторять выученный материал; он также не преуспевал и на школьных экзаменах. Потом, когда дядя научил его использовать воображение для игры с числами, Эйнштейн изменил мир физики и математики.

Эйнштейн, действительно, был гением. Одним из тех редких людей, кто приносит в жизнь абсолютно новые идеи. Гений – это гораздо больше, чем просто очень умный или даже очень одаренный; это действительно великий человек. Они приходят в наш мир и покидают его несколько по-иному, благодаря тому вкладу, который они внесли в жизнь общества. Бетховен, Пикассо, Исаак Ньютон, Мария Кюри – все они были гениями. Даже будучи маленькими детьми они проявляли необычайно сильный интерес к тем областям знаний, которые позднее стали основным содержанием их жизни, иногда за счет многого другого.

Исследуя биографии знаменитых ученых Америки 1950х годов, Энн Роу обнаружила, что многие- будущие ученые уже в раннем детстве собирали по-взрослому серьезные коллекции, самостоятельно планировали и проводили вполне научные эксперименты.

Способность гения быть оригинальным, раздвигать границы изученного, изведанного часто заметна еще в очень раннем возрасте. Моцарт сочинял музыку в 4 четыре года, Мендельсон – в 9, Гендель в 11 лет. Стихотворения Александра Поупа и Франсуазы Саган публиковались, когда им было по 12 лет, а Роберту Бернсу – 14. Когда Генри Форд начал работать часовым мастером, он был так молод, что хозяева мастерской предпочитали не показывать его клиентам за работой.

Эта книга написана для родителей, чьи дети никогда не будут считаться гениями (за исключением редчайших случаев), но все они – в чем-то талантливы и одарены. Конечно, большинство родителей одаренных детей хочет, чтобы их дети жили нормальной, счастливой жизнью, Я собрала весь свой опыт психолога, учителя и родителя, чтобы помочь им понять своих детей, поддержать их в достижении успеха и постараться сделать их счастливыми. Родители – это лучшая опора для одаренных детей, так как они наиболее чувствительны к их нуждам и больше заботятся об их будущем.

Психологи избегают давать строгие определения-того, что ребенок должен уметь делать в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может либо расти скачками, ‘отдыхая” в промежутках между ними, либо развиваться постепенно. У каждого ребенка есть свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность.

Большинство родителей, тем не менее, хотят понять, что же такое “нормальное развитие ребенка”, чтобы иметь возможность оценивать развитие своих детей. Нужно помнить, что “нормой” на самом деле называется средний уровень, т.е. уровень нормального развития определяется путем вычисления среднего арифметического из наблюдений за тысячами детей одного возраста. Однако даже средний результат может меняться в зависимости от меняющихся внешних условий. Так, например, средний уровень интеллекта у детей постоянно растет особенно в тех странах, где улучшилось снабжение пищей. Более того, средний результат не просто перенести с одной национальной культуры на другую. То, что приветствуется в одной стране, например, умение задавать вопросы в Америке, может не поощряться в другой, например, в Швеции уважают умение молчать.

Только учитывая все это, мы можем обратиться к основным этапам нормального умственного развития ребенка.
Используя слово

Новорожденный ребенок слушает и реагирует на слова и знаки. К одному году ребенок сам может произносить несколько слов, таких как “мама”, “папа”. До этого,пытаясь произносить слова, малыш будет тренировать свое новое умение – лопотать.

Иногда трудно сказать, когда ребенок начал использовать новое слово, потому что родители находят смысл в тех или иных звуках, произносимых ребенком, еще до того, как другие люди смогут различать в них слова. Тем не менее, существуют способы, используемые психологами, чтобы определить, начал ли ребенок говорить: Ребенок должен как-то демонстрировать, что он понимает значение слова, например, говорить “папа” и при этом показывать или смотреть на отца. Ребенок должен использовать слово несколько раз в течение дня, причем делать это самостоятельно, а не только повторяя за кем-то.

Слово должно быть достаточно понятным другим взрослым (кроме родителей) хотя бы тогда, когда они знают, какое слово пытается произнести ребенок.

Большинство детей к двум годам могут составить несколько коротких предложений, таких как: “Папа пошел на работу”. Девочки обычно опережают мальчиков и в использовании слов, и в составлении предложений. Широкое исследование, проведенное в Америке под руководством Элеонор Маккоби, показало, что девочки не только раньше произносят свое первое слово, но и раньше начинают правильно говорить. Мальчики обычно (но не всегда) догоняют девочек уже в более позднем возрасте.

Вы можете подсчитать количество слов, которое ваш ребенок уже знает, чтобы определить, как он развивается, впрочем, если ребенок позже начинает говорить, это не обязательно означает его замедленное умственное развитие в данный момент или в будущем. Уинстон Черчилль не говорил до трех лет, в то время как большинство детей в этом возрасте имеют словарный запас до 900 слов. Также нормально, если ребенок, который учится говорить, забывает слова, которые он уже знал