Подготовка ребёнка к школе

Именно ежедневные мелочи способны самым серьезным образом повлиять на ваше семейное счастье и успешное воспитание одаренного ребенка, готового взять от школы все самое лучшее. Один из наиболее разумных ходов – попытаться с самого начала организовать ваш дом так, чтобы он был не просто удобным для жизни, но и стал при этом функционально пригодным для обучения ребенка. Вам придется посвятить этому максимум свободного времени. Далее приведен ряд соображений, которые легко могут быть применены к конкретным обстоятельствам.
Игра

В том наслаждении, которое одаренный ребенок получает от самого процесса обучения, есть нечто такое, что создает у родителей впечатление, что игры для него -пустая трата времени. Умный малыш с его знаниями может даже показаться миниатюрной копией взрослого человека. Тем не менее, именно в игре сосредоточено все богатство духовной жизни ребенка, а упорные занятия способны полностью отобрать его у школьника. Основной закон детского развития в том, что игра необходима даже самому развитому и сформировавшемуся ребенку, даже если его приходится подталкивать к этому занятию.

Ценность игры не только в развлечении и отдыхе от серьезных дел, но и в том развитии – эмоциональном и интеллектуальном, – которое она обеспечивает ребенку. В эмоциональном плане даже самый маленький человечек способен обыгрывать не вполне понятные ему стороны жизни, лучше постигая и легче сживаясь с ними таким образом; интеллектуально – игра позволяет детям усваивать новую для них информацию и встраивать ее в существующую систему представлений. В процессе игры ребенок постоянно практикует и развивает свое мышление и все больше разрабатывает способность к творчеству, а игра с другими детьми – ценный способ понять социальные и коммуникативные правила, особенно для замкнутых детей.

Вместе с нормальной, повседневной игрой, которую так любят все дети, родители способны предложить ребенку и кое-что особенное. Так, если воспитательные группы и детские сады часто практикуют игры с песком и водой и групповые игры, то родители в домашних условиях вполне могут попробовать со своими талантливыми детьми некоторые умственные упражнения:

Пусть ваш трехлетний ребенок вообразит себя роботом. Попытайтесь сделать это так, чтобы он представил себе, как это повлияло бы на окружающий мир, превратись он на самом деле в робота. Подумайте вместе, насколько могут изменить нашу жизнь роботы. С течением времени вы можете расширить эту идею дальше и рассмотреть вместе с ребенком все виды воображаемых технических изобретений.

В следующий раз, когда ваш малыш нагромоздит очередную шаткую башню из кубиков, заговорите с ним о ней. Проверьте, сможет ли он ответить, что случится, если положить наверх большой или маленький кубик, затем опробуйте его “гипотезу” (начав, все-таки, с маленького). Может быть, с помощью нескольких направленных вопросов и предположений вы сможете подтолкнуть его к идее использования некоторых кубиков в качестве подпорок… Такой тип игры помогает ребенку овладеть искусством решения технических задач.

Одаренный четырехлетний малыш часто находит большее удовольствие в выдумывании собственных законов и правил, чем в следовании уже готовым. Предложите ему придумать новую игру, используя то, что интересно ребенку, – например, любимый набор игрушечных животных, – а затем опробуйте ее вместе с его маленькими друзьями.
Помощь в играх

В семьях, где растут маленькие дети, обычно царит беспорядок. Повсюду разбросаны коробки красок и игрушки/куски бумаги, подушки и разные другие предметы, необходимые ребенку для повседневной жизни, но не слишком украшающие интерьер. Постарайтесь отнестись к этому спокойнее: такова участь всех, у кого нет специальной няньки для ухода за детской. Вполне вероятно, что подобный кавардак сохранится еще на несколько лет, так что не напрягайтесь особенно и не пытайтесь постоянно поддерживать дом в образцовом порядке. Когда ребенок не может нарезать бумаги, не услышав родительского окрика, это приводит лишь к постоянной нервотрепке и способно существенно замедлить процесс обучения. Раз уж вам необходим уютный уголок для себя лично или для приема гостей – а кому он не нужен? – оставьте в доме специальное место только для родителей; если в квартире есть лишняя комната, вы вполне можете запретить ребенку входить туда без сопровождения взрослых.

В семье, где стимуляции процесса обучения ребенка уделяется должное внимание, на украшенных орнаментами стенах должны висеть картины вперемешку со всякими вещицами. Ребенок может поиграть с ними при желании, или просто покрутить в руках. Не менее важна музыка – и не просто фоновая “музыка”, какую крутят часами по радио, сопровождая всякой болтовней, но и что-нибудь настоящее, ради чего стоит присесть и внимательно прислушаться; что-нибудь такое, что берет за душу всех вас.

Когда ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы попробовать свои силы в рисовании, проследите, чтобы для его творчества нашлось местечко на стенах – и не только на кухне, но и в других комнатах тоже. Просто прикрепляйте рисунки, как это делают во многих детских садах, на плотные картонки, обводя их жирным фломастером, и все будет замечательно – любуясь ими, все вы получите массу смешанного с гордостью удовольствия. А если использовать что-то вроде “скотча”, картонки смогут послужить вам еще не один раз. Меняйте рисунки время от времени, чтобы придать ребенку стимул рисовать больше – заодно он увидит, что вы уважаете прилагаемые им усилия и высоко цените их. Ну а пока ваш ребенок еще не вполне готов к этому виду творчества, развесьте по стенам собственные картины и репродукции.

У всех детей с самого начала должен быть собственный уголок для книг. И не стоит вешать в нем роскошную книжную полку – нужно, чтобы ребенок понимал, что может без опаски подойти к ней в любой момент и самостоятельно выбрать что-нибудь почитать. Почаще меняйте книги в библиотеке или покупайте время от времени новые – особенно, если вы считаете, что у ребенка есть способности к чтению. Своя библиотека должна быть у каждого ребенка в семье – книги, принадлежащие исключительно ему одному, так чтобы он мог научиться сам следить за ними и использовать по собственному усмотрению. Нужно, чтобы место, отведенное под книги, выглядело достаточно привлекательно, а сами они не должны стоять слишком плотно, чтобы их легко можно было ухватить и вытащить маленькими слабыми пальчиками.

По тем же самым соображениям лучше, если у ребенка будет специальный уголок для его игрушек. Он должен быть достаточно просторным и удобным для уборки, чтобы вы могли поддерживать беспорядок на разумном уровне. Если же ребенку придется всякий раз укладывать свои вещи аккуратно одну поверх другой, он будет менее склонен утруждать себя наведением порядка и либо проигнорирует ваши указания, либо набросает игрушки как попало и, может статься, переломает их.

Ограничьте игры с водой и красками исключительно кухней и ванной; только там ребенок сможет отлично провести время, плескаясь и брызгаясь и изучить при этом свойства воды без страха наказания с вашей стороны. Но стоит вам позволить ребенку таскаться с красками по всему дому, и вы никогда уже не сможете избавиться от пятен.

Материалы, используемые детьми в процессе обучения, чрезвычайно важны, и их должно быть в достатке. Вам потребуется множество отточенных карандашей, фломастеров, красок, кистей и бумаги. На первых порах сойдет и бумага в рулонах, но детям постарше нужна будет уже специальная бумага для рисования – закупайте ее сразу в больших количествах. Детям также необходимы ножницы и клей; в последнее время, слава Богу, научились наконец делать клеящие карандаши, так что вам можно не опасаться липкого и клейкого месива, получавшегося в процессе работы моих детей, когда те еще были маленькими. Будьте щедры на необходимые материалы, но не слишком расточительны. Часть процесса обучения заключается в том, чтобы дети научились ценить потраченные деньги.

Ребенок может найти применение любому хламу это знает каждый родитель или воспитатель детского сада. Коробки из-под яиц, катушки от туалетной бумаги, банки из-под джема и тому подобное – это инвентарь, необходимый развивающемуся ребенку, основа для тысячи придумываемых им моделей. Добавьте сюда бобы, зерна, еловые шишки, оберточную бумагу, обрезки ткани – запас материалов огромен и не стоит вам практически ничего. Подберите для ребенка специальную рабочую одежду -например, старую рубашку, – проследите только, чтобы подобная же спецодежда для игр с водой была непромокаемой.

Дети должны убирать за собой. Будьте в этом тверды и настойчивы, предупреждайте детей об этом заранее, чтобы у них осталось необходимое время, и держите ситуацию под контролем. Впрочем, уборка может стать увлекательным занятием даже для двухлетнего малыша, если только папа с мамой немного ему помогут. Если у вас несколько детей, поощряйте их помогать друг другу -кто и где именно насорил не должно иметь никакого значения, иначе вы потеряете много времени на бесполезные пререкания. Когда вы сталкиваетесь с особо упорным сопротивлением, попробуйте начать с малого: “Питер, убери, пожалуйста, свои карандаши в коробку, а я положу ее в ящик.” Не “пилите ” ребенка и хвалите его почаще там, где он этого заслуживает.
Детский сад

Все то разумное, доброе, вечное, что родители вкладывают в начальный период развития своих детей, начинает по-настоящему проявляться только тогда, когда ребенок попадает под опеку квалифицированного воспитателя. Для многих детей этот процесс начинается приблизительно с двух лет – с нескольких часов в неделю, проведенных в детском саду.

Хотя многих родителей и пугает перспектива регулярного посещения маленькими детьми дошкольных учреждений, исследования показывают, что дети, ходившие в садик, быстрее осваиваются и лучше учатся в школе. Четверо моих собственных детей ходили в детский сад, начиная с трехлетнего возраста. И мне, матери, казалось, что все они были там вполне счастливы, и ни у кого из них не возникло впоследствии никаких проблем с обучением.

Когда ребенку исполняется три года, он начинает ощущать потребность в обществе себе подобных. Самые близкие и дорогие ему люди, на которых он так долго полагался, каким-то образом перестают целиком заполнять всю его жизнь, да и самим родителям тоже требуется некоторый отдых. Один из наиболее верных путей помочь ребенку найти свое место в обществе – это ввести его в компанию ровесников, к тому же, там он научится ценить свою индивидуальность и сможет полнее раскрыться как личность.

Специфические отношения “родитель-ребенок”, составляющие до детского сада буквально все существование вашего малыша, не считаются во многих обществах чем-то “естественным” – так, по всей Азии и Африке родители отпускают своего ребенка играть с другими детьми, как только он начинает хоть как-то держаться на ногах. До последнего времени не было найдено убедительных психологических или антропологических доказательств того, что наш стиль воспитания в большей степени отвечает родительским инстинктам или предопределен самой природой – очень многое в нашем поведении определяется просто тем, как мы привыкли себя вести; это составная часть способа передачи культурных ценностей из поколения в поколение.

На определенном этапе дети начинают ощущать потребность в нечто большем, чем родительские любовь и ласка, – для сбалансированного развития им необходимо общение со сверстниками. Не секрет, что даже самые маленькие дети чувствуют себя уютно в обществе ровесников – более того, одаренный ребенок находит особое удовольствие в общении с детьми старшего возраста. Последние исследования, проведенные в Калифорнии с девятимесячными малышами, показали, что даже в этом возрасте дети в двух группах, постоянно находившихся вместе, начали узнавать друг друга и стали друзьями -какими бы ограниченными ни были проявления этой “дружбы”. Это было заметно по их реакции: “друзья” вели себя иначе, чем дети, в первый раз увидевшиеся друг с другом. Знаменитый эксперимент, проведенный американским профессором Гарри Харлоу, доказал, что обезьяны, воспитывавшиеся без матерей, подрастая, не могли приспособиться к общественной жизни стаи и оказывались в положении изолянтов. Но когда другую группу сирот стали подсаживать хотя бы на 20 минут в день к их нормальным сверстникам, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие обезьян значительно улучшилось, ровесники помогали им облегчить процесс вхождения в общество. А во время исследований с человеческими ползунками выяснилось, что другие дети в яслях способны оказать неоценимую помощь в развитии речевых и мыслительных способностей тех малышей, которые были обделены домашним общением. Правда, это справедливо далеко не для всех детей. Все-таки, лучше всего языковые навыки ребенка развиваются в разговорах со своими родителями – они обычно богаче и в большей степени отвечают душевному настрою малыша, чем детсадовское общение.

Фундаментальные неправительственные исследования, проведенные в Мичигане High Scope Education Foundation, показали, насколько плодотворным может быть дошкольное обучение в малообеспеченных сообществах. Наблюдая за чернокожими детьми из бедных семей, ученые обнаружили, что в возрасте 19 лет те из них, кто ходил в детский сад, имели больше шансов закончить школу и почти вдвое больше возможностей найти впоследствии работу, чем не посещавшие сад в детстве. В первой группе был меньший процент правонарушений, а у девочек – меньшее количество беременностей в несовершеннолетнем возрасте. Насколько было бы лучше, если бы все дети имели возможность получить дошкольное образование!

К сожалению, в Великобритании никогда не хватало мест в детских садах для всех желающих – впрочем, подобная ситуация наблюдается даже в тех странах, которые могут похвастаться государственным обеспечением дошкольного образования как, например, в странах Восточной Европы. Существующая у нас альтернатива – воспользоваться услугами частного детского сада – тоже не всегда самый лучший вариант. Хотя такой садик и может быть совершенно великолепен во всех отношения, но многим семьям он просто не по карману. Некоторые обычные детские сады начинают работу в такое время, что спешащие на службу родители уже не успевают отвести туда своих детей. Выход из создавшегося положения, по примеру Франции, может быть найден с помощью групп продленного дня. Стоят такие группы не слишком дорого и могут использовать под помещение школьные классы после конца дневных занятий.
Подготовительные группы

В 1961 году воспитательница детского сада Белле Тутаев обратилась через газеты к правительству с призывом выделить средства большему количеству дошкольных учреждений. Вместе с этим призывом она опубликовала альтернативное предложение, адресованное родителям, -открывать свои собственные, семейные детские сады. Поток ответных писем от людей, желающих опробовать новое начинание, буквально захлестнул ее, и через несколько лет была сформирована Всебританская ассоциация дошкольных подготовительных групп. И, хотя Великобритания по-прежнему находится по дошкольному образованию на одном из последних мест в Европейском сообществе, так как доступ в бесплатные детские сады имеет лишь пятая часть наших детей – сейчас членами ассоциации является уже около 15.000 подобных коллективов.

Преимущества таких групп и для матери, и для ребенка очевидны. Для детей углубленное изучение родного языка с помощью песенок и стишков, практикующееся в подготовительных группах, является только частью большей по сравнению с нормальным детским садом свободы развивать в играх воображение и творческие способности и постигать одновременно основы социальной жизни. Родителям – например, работающим матерям – погото-вительные группы обеспечивают надежный присмотр за ребенком в течении дня и зачастую вполне квалифицированным персоналом. Те мамы и папы, чьи дети посещают подготовительные группы, скорее окажутся вовлеченными в процесс их будущего школьного обучения -через участие в деятельности родительско-учительских ассоциаций и работе органов школьного управления.

Тем не менее, одно из главных условий, ставящихся поготовительными группами, – участие всех родителей в работе коллектива и их равная степень ответственности может плохо сочетаться с вашим собственным рабочим графиком. Важно выбрать такую группу, которая устраивала бы вас более всего и была бы удобна ребенку.

В тех районах, где нет ни свободных мест в детских садах, ни подготовительных групп, у работающих родителей остается единственная возможность воспользоваться услугами бабушек или нанять няню для присмотра за детьми – с зарегистрированной лицензией или без нее. Хотя не имеющие специального образования няни вполне могут справиться с обязанностями сиделок, заменить квалифицированного воспитателя они не в состоянии. Достаточно большое количество последних исследований дают все основания для подобного рода опасений. Так, американский педагог-теоретик профессор Джером Брюнер выяснил в ходе проведенных в Оксфорде наблюдений, что присмотр за детьми есть “форма воспитания, не лишенная известного риска даже с доброжелательной, доброй и вполне компетентной на бытовом уровне няней.” Тем не менее, очевидно, что судить о каждой конкретной няне можно лишь по ее собственным заслугам. Брюнер предполагает, что выгода от няни будет наибольшей, если она работает бок о бок с квалифицированным специалистом по детскому воспитанию. Лучше всего использовать их в качестве дополнительного персонала в садах или для присмотра за ребенком в промежуток времени между закрытием садика и приходом родителей с работы.

Все дошкольное образование, будь то детский сад или воспитательная группа, есть дополнение, а не замена домашнего воспитания – лучше всего дети чувствуют себя именно в уютном частном мире их семьи. Поэтому переход от домашнего обучения в систему дошкольного образования должен быть как можно более спокойным и гладким. Родителям, тем не менее, не следует думать, что они полностью передают контроль над учебным процессом ребенка в руки воспитателя детского сада – семья все равно занимает главное место в его жизни. Хотя малыш и отсутствует теперь дома по несколько часов в день, он остается членом своей семьи, а родители все так же являются для него самыми влиятельными и авторитетными людьми.
ЧТО ДОЛЖНО ИНТЕРЕСОВАТЬ ВАС В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА?
Насколько живая атмосфера в саду, стимулируют ли получаемые там впечатления дальнейшее обучение ребенка?
Квалифицированный ли персонал, насколько велика его текучесть?
Хорошо ли организовано дошкольное обучение или же в образовательном процессе довольно мало здравого смысла?
Насколько много тепла и любви уделяется каждому ребенку?
Все ли сделано для того, чтобы ребенок чувствовал себя раскованно и привольно? Детский сад – не копия дома, но и он может будить в детях самые сокровенные чувства, когда, например, они собираются в кружок для тихой игры или просто, чтобы послушать какую-нибудь сказку. В таком случае детский сад вполне может стать вторым домом для ребенка.
Хорошо ли персонал ладит с детьми – или же у вас создается впечатление, что дети вынуждены поступать только так, как им велят? В атмосфере “преступления и наказания” дети чувствуют себя несчастными, она на всю жизнь способна настроить их против учебного процесса.
Дочери

Поэт, написавший: “Красивой будь, прелестное дитя, а умным быть позволь другому,” – просто суммировал некоторые наиболее типичные предубеждения по отношению к одаренным девочкам, – предубеждения, сохраняющиеся и по сегодняшний день. Хотя в начале жизни девочек и мальчиков не отличаются между собой, предписания того, на что должны быть нацелены в будущем представители разных полов каким-то образом все-таки доходят до них. Многие исследования показывают, что девочки в целом менее своих братьев стремятся к успеху в обыденном смысле слова. Они скорее склонны принимать во внимание то удовлетворение, которое они получают от будущей работы, чем денежное вознаграждение или повышение своего социального статуса.

Эта разница в жизненных установках формируется по мере взросления девочек и может послужить причиной неполной реализации ими всех своих интеллектуальных способностей. К тому же, мальчики обычно бывают более уверены в себе, а девочки более осторожны в оценке своих возможностей и достигнутых результатов, даже если результаты эти точно такие же, как и у представителей сильного пола. Они скорее отнесут свою успеваемость в школе на счет упорной учебы, в то время как мальчик будет считать причиной успеха свою природную одаренность.

В ходе одного общеамериканского исследования ученые пришли к выводу, что многие девочки в общих школах сознательно занижают свои показатели, чтобы больше нравиться мальчикам. Даже те из них, кто составляет самую верхушку класса, зачастую видят в этом некую “ошибку”. В действительности, в школе для девочек у одаренной малышки гораздо больше шансов добиться успехов в учебе. Правда, успеваемость в различных предметах может сильно варьироваться в зависимости от места: так, в Японии и России, где структура женского трудоустройства заметно отличается от нашей, результаты девочек в математике и других точных науках значительно выше по сравнению с другими странами. Одаренные дети находятся полностью в курсе того, что именно ожидают взрослые от их пола – у девочек с интеллектом выше среднего часто возникают своего рода проблемы, связанные с кажущимся противоречием между стремлением к достижению успеха и развитием женственности. Когда такая девочка достигает возраста 11-12 лет, она может пойти по самому простому пути и выбрать только одну из этих, якобы взаимоисключающих, целей.

Этот уклон в одну из сторон становится заметен либо когда она начинает уделять повышенное внимание различным традиционным женским интересам – например, постоянное желание выглядеть привлекательнее всех – в ущерб успеваемости в школе; либо когда она становится чересчур усердной в учебе, явно завышает стандарты и комплексует от того, что не всегда способна соответствовать им. Умные девочки могут быть чрезвычайно ранимыми и прятать эту уязвимость под маской высдко-мерия и важности – иногда за счет склонности к фантазированию и богатого воображения. Поэтому-то девочки-отличницы и кажутся часто такими безжалостно чисто-любивоми и холодными. В действительности все может быть совсем наоборот – внутри себя они ощущают постоянное беспокойство и неуверенность и с нетерпением ждут от окружающих подтверждения своей женственности. Хвалите их побольше, делайте комплименты, даже (или особенно) тогда, когда они слишком задирают нос.

С другой стороны, множество хорошеньких и талантливых девочек просто отсиживают часы школьных занятий, не требуя ничего особенного и учась лишь постольку-поскольку. Если родители или учитель дают им задание посложнее, они великолепно с ним справляются, показывая действительно хорошие способности, только этому часто никто не придает никакого значения, так как сами девочки стараются “не высовываться”. К сожалению, учителя обыкновенно считают мальчиков умнее и уделяют им большее внимание, что и помогает им успешно развиваться дальше. Дети с повышенными требованиями и запросами скорее будут замечены, поэтому родители должны внимательно наблюдать за своими чересчур послушными девочками.
ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕЙ ДОЧЕРИ?

Спросите, насколько тяжело ей дается учеба. Если она ответит, что учиться легко, ее интеллект, скорее всего, загружен работой далеко не полностью.

Одаренным девочкам требуются задачи посложнее, но они не так склонны самостоятельно искать их, как мальчики.

Если вы считаете, что ваша дочь просто “плывет по течению”, поговорите с ее учителем. Учитель наверняка будет благодарен вам за то, что вы обратились к нему с этой проблемой и вместе вы сможете выработать какой-нибудь способ заставить девочку работать на ее настоящем уровне.

Уважайте умственные способности вашей дочери и показывайте это уважение всем своим поведением. Не сюсюкайте с ней и не относитесь к ней снисходительно, постарайтесь быть не слишком высокомерными. Попросите сына помочь вам с глаженьем, а дочь – заменить перегоревшую лампочку.

Помогите вашей дочери разобраться со своими ощущениями – она должна понять, что можно быть умной, оставаясь при этом нормальной девочкой. Поговорите о том, что значит для нее школа, что она ждет от учебы и дальнейшей жизни. Попробуйте вместе установить ее истинные интересы и склонности, чтобы она смогла определиться со своей последующей карьерой. Сделать это никогда не рано – в конце концов, девочек начинают подталкивать заниматься тем, что считается подходящим для их пола, практически с момента рождения.

Укажите дочери на женщин, добившихся определенных успехов в жизни, – разумеется, мама была бы лучшим примером. Объясните ей, что женщины могут быть не только медсестрами, но и докторами. Кто знает, может быть, однажды ваша дочка станет самой одаренной женщиной в выбранном ею поле деятельности.

Убедитесь, что ваша поддержка устремлений дочери лишена фальши и в вашем сердце нет тайной надежды на то, что со временем она “остепенится” и сделает материнство единственной целью в жизни. Многие девочки чувствуют неуверенность, когда родители говорят им: “Будь юристом”, но они по тону слышат: “Будь домохозяйкой”.

Автор  Емельянов Сергей Петрович
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий