Жизнь в семье.

Воспитание и развитие, которое дети получают на ранних ступенях жизни в семье, оказывает решающее воздействие на их интеллектуальный уровень. Впоследствии ребенок нигде уже не сможет приобрести столь важный для него опыт.

Первые учителя – это не только родители, но и братья и сестры, друзья и знакомые. Каждая семья по-своему уникальна, это своеобразный фильтр, через который поступает информация из внешнего мира. Благодаря этому и формируется сознание и мироощущение маленького человека.

Если ребенок уже в семье получил достаточный запас знаний и навыков, он имеет преимущество – ему легче проявить себя среди друзей, в школе. И наоборот, дети, не имеющие такого опыта, в большей степени зависимы от образовательной системы, что, в свою очередь, накладывает на их развитие определенный отпечаток.

В качестве подтверждения приведем пример с девочкой Венди. Родители не научили Венди мыслить самостоятельно, так как не сознавали, что ребенок остро нуждается в общении. Дома Венди обычно четко исполняла, что скажут, никогда даже не пытаясь высказать собственное мнение. В результате у ребенка не сформировался навык свободного общения, ее ведь никогда не слушали дома.

Когда Венди пошла в школу, сразу же возникли проблемы, и ее первые разговоры с учителем выглядели примерно так:

Учитель (глядя на рисунок Венди): Как красиво! Расскажи мне, кого ты нарисовала.
Венди: Кошку.
Учитель: Красивая кошка. У тебя дома такая же?
Венди: Да.
Учитель: А какой она породы?
Венди: (молчание).
В классе 30 человек, и учитель не имеет возможности уделять слишком много времени одному ученику. На первый раз он решил ограничиться таким разговором с ребенком и вернуться к нему чуть позже. Вторая попытка оказалась не более удачной.
Учитель: Какой хороший получился рисунок. Хочешь забрать его домой и показать маме?
Венди: Да, ммм…, пожалуйста.
Ребенок пяти лет уже должен уметь объяснить, что он нарисовал и почему выбрал именно эту тему.
Венди могла бы вспомнить кое-что из своего прошлого опыта и с восторгом рассказать, как кошка появилась у них дома – маленького забавного котенка принесли в корзине или, к примеру, как кошка родила недавно котят. Ребенок мог бы также рассказать немного о будущих планах – как они всей семьей поедут к бабушке на Рождество и попросят соседа присмотреть за кошкой, покормить ее. Итак, разговор мог бы выглядеть примерно следующим образом:
Учитель: Какой замечательный рисунок! Расскажи мне, кого ты нарисовала
Венди: Это моя любимая кошка, ее зовут Тиддл. У нее огромные желтые глаза, и они немного приподняты вверх в уголках. Тиддл еще маленькая. Учитель: А сколько ей лет?
Венди: Ей еще мало лет. Мама с папой подарили ее мне на день рождения, она сидела в корзинке. А мне тогда исполнилось 5 лет. Сейчас Тиддл уже выросла, но мама говорит, она еще котенок (и т.д.).

В школе Венди столкнулась с еще одной проблемой: она растерялась, когда учитель задал ей не совсем прямой вопрос, типа: “Венди, тебе не мешают на столе карандаши и краски? Может, их лучше убрать?” У ребенка с детства воспитали привычку делать только то, что говорят, поэтому она не в состоянии принять решение или сделать выбор самостоятельно. Венди смутилась и не знала, как отреагировать на подобную просьбу. Как только учитель изменил формулировку и произнес: “Венди, спрячь, пожалуйста, карандаши и краски в портфель”, она сразу выполнила то, о чем ее попросили.

Как видно, учитель понял, в чем проблема, но кроме Венди у него в классе еще 29 человек. При таком положении на индивидуальную работу с каждым времени не хватает. Поэтому и получается, что Венди, девочка неглупая, не получает в полной мере возможности приобрести опыт интеллектуального развития, так как ею всерьез никто не занимается. Вероятнее всего, проблема Венди так и останется незамеченной, и она превратится в обычного “среднего” ученика.

В книге Джоана Тофа “Что это означает” вы сможете подробно прочесть о том, как лучше преодолеть подобную языковую проблему ребенка.

Для того, чтобы развить у новорожденного все потенциальные возможности, необходима любовь и забота обоих родителей. Многие считают, что любовь и ласка -это основное, что нужно их ребенку, при этом недооценивая роль уважения личности. Ведь даже младенец -маленький человек и с самого начала жизни имеет право на отношение к себе, как к полноценному человеку.

Уважать, однако, не означает потакать каждому желанию или прихоти. Например, я слышала такое высказывание одного отца: “Я часто опаздываю на работу из-за Билли”. Я поинтересовалась, почему. “Он слишком много говорит, и я не могу уйти, пока он меня не отпустит”, – ответил тот. Получается, что если Билли утром не скажет отцу все, что ему захочется, то может расстроиться или раскапризничаться. Если четырехлетний Билли уже сейчас привык проявлять власть над отцом, можно себе представить, как его баловали с рождения, наверняка он начал “командовать” с младенчества. При этом я не могла отделаться от ощущения, что самому Билли необходимо, чтобы в его жизни было больше дисциплины, например, чтобы он знал, что отец уходит на работу в определенное время, независимо от того, захочет Билли отпустить его или нет.

Как правило, чаще всего в благополучных в финансовом отношении семьях вырастают наиболее развитые и способные дети. Им передается ощущение спокойствия и защищенности, что прибавляет уверенности в себе. А это так необходимо для дальнейшей самостоятельной жизни.

Принимая решения завести ребенка, родители обязаны хорошо подумать, смогут ли они в достаточной мере обеспечить семью. Не стоит скрывать, что ребенок обходится родителям сейчас очень дорого (в особенности первый), несмотря на то, что расходы не ложатся на плечи родителей сразу же. То, что мать на какое-то время теряет свой доход, должно быть также принято во внимание.

Чем лучше финансовое положение семьи, тем стабильнее и ровнее эмоциональная обстановка в доме, и тем больше родители могут дать своему малышу во всех отношениях. Если же, напротив, родители думают только о том, как заработать на пропитание и еле сводят концы с концами, обстановка в семье часто бывает напряженной. Получается, что и ребенка часто обделяют лаской и вниманием, ведь даже такие мелочи, как спокойный, ровный тон, улыбка, эмоциональное состояние, в целом, сказываются на развитии личности ребенка.

Одним из интересных фактов недавних исследований является то, что дети развиваются по-разному, даже если исходные данные у них одинаковые. При этом дети из благополучных семей явно превосходят в интеллектуальном развитии детей менее обеспеченных родителей, лучше успевают в школе.

В 1960 в Великобритании профессор Дуглас провел исследование 5000 детей с целью выявить влияние семьи на успеваемость в школе. Учитывалось, ходили ли дети в сад или ясли или воспитывались дома, а также стиль жизни в семье. Для исследований были взяты дети 8, 11 и 15 лет. Результаты показали, что решающее влияние на успеваемость оказывает то, насколько родители интересуются успехами своих детей, насколько часто им помогают, а также отношения в семье.

Если родителей мало интересуют успехи сына или дочери, уже в начальной школе проявляется отставание, которое растет в средней школе. “Это, – писал Дуглас, -относится даже к детям, чьи умственные способности достаточно велики.” К такому выводу пришли и ученые других стран.
Забота о ребенке

Наиболее благоприятные условия для развития ребенка создаются только в полной семье. Есть, конечно, семьи, где мать (отец) воспитывает ребенка в одиночестве и успешно справляется со своей задачей. На плечи единственного родителя в этом случае ложится большая ответственность и масса забот, но, к сожалению, далеко не все неполные семьи являются благополучными. Поэтому, даже если отец семейства проводит большую часть своего времени на работе и видит детей редко, он все же есть и может побыть с семьей в выходные, и этот факт является существенным облегчением для матери.

Когда родители повторно женятся или выходят замуж, это, в свою очередь, отрицательно влияет на успехи ребенка, в особенности в период развода. Это находит свое отражение в школьных отчетах – успеваемость ребенка, семья которого переживает в настоящее время развод, значительно снижается.

Идеальная семья – это большая редкость, однако не стоит заводить детей, если отношения между супругами не налажены. Появление на свет нового человека возлагает на родителей долгосрочные обязательства и ни в коей мере оно не должно явиться попыткой улучшить отношения внутри семьи – слишком многое поставлено на карту.
Если мать работает

В большинстве случаев вне зависимости от того, работает мать или воспитывает детей дома, она испытывает чувство вины. Например, если она сидит дома, чувство вины связано с отсутствием заработка или ей кажется, что она деградирует дома: “Я ведь простая домохозяйка”, – жалуется она. Если же мать ходит на работу, ей начинает казаться, что она уделяет детям недостаточно времени именно в тот период их жизни, когда им это особенно нужно.

Во множестве книг, написанных про детей, принимается как данное, что мать должна не работать, а заниматься лишь ребенком. В действительности, на Западе 40 процентов всех матерей работают, а в других странах этот процент еще выше.

Что касается отцов, они сейчас принимают больше участия в воспитании ребенка, чем раньше. Тем не менее, домашние обязанности в большинстве случаев распределяются между супругами неравномерно, и в основном все ложится на плечи женщины.

Так что в этом направлении предстоит сделать еще очень много.

Недавние исследования показали, как влияет на развитие менталитета ребенка тот факт, работает его мать или занимается домашним хозяйством.

Если мать с удовольствием принимает на себя роль домохозяйки и не стремится работать и если это никак не отражается на финансовом положении семьи, дети обычно вырастают спокойными и гармоничными. Матери, которые вынуждены сидеть дома с детьми, часто скучают, в особенности, если они привыкли работать и не хотят растерять приобретенные навыки и опыт. Больше всего такие женщины страдают от изоляции – им недостаточно общения только со своим ребенком. В результате -недовольства, частые депрессии, а все это отражается на детях.

Доктор Дж. Браун (Лондон) доказал, что если мать сидит дома с ребенком, желательно при этом, чтобы у нее было какое-то занятие или работа вне дома – это средство от депрессий и плохого настроения.

Исследования докторов Фоны и Роберта Рапапорт показали, что дети отнюдь не ощущают себя брошенными в семье, где мать работает. Напротив, у них появляется чувство уважения к собственной матери, которая сама зарабатывает деньги и не является полностью зависимой от мужа. Поэтому нет оснований считать, что работа матери может вызвать серьезные проблемы в семейных отношениях или сказаться на развитии ребенка.

Проблемы возникают в том случае, если матери приходится работать, потому что в семье не хватает денег. В такой ситуации причиной проблем становится не работающая мать, а бедность.

Если в 50-е годы считалось, что мать должна проводить с ребенком как можно больше времени, пока он не достигнет возраста пяти лет, в настоящее время психологи отошли от этого мнения. Гораздо важнее, чтобы у ребенка было два родителя и чтобы они, по возможности, в равной степени участвовали в его воспитании. Главное – действовать слаженно и не противоречить друг другу.

Каждая семья должна самостоятельно принять решение о том, стоит ли матери работать. К сожалению, какое бы решение ни было принято, мать всегда идет на жертву ради семьи. Если она занята полный рабочий день, она очень устает; работая на полставки – лишена возможности получить желаемое повышение и сделать карьеру, а если все-таки сидит дома с детьми – страдает от депрессий и недостатка общения. Вопрос заключается в том, чем вы готовы пожертвовать ради своей семьи?
Если у родителей возникают проблемы

Дети всегда очень хорошо улавливают чувства и настроения других людей, в особенности своих родителей. Если дома не все благополучно, дети замечают это первыми. При этом часто бывает сложно понять, как дети относятся к тому или иному проявлению отношений между взрослыми – ведь настроение у ребенка меняется слишком часто. Так же, как и взрослые, сегодня они могут сильно переживать, а завтра все покажется им в ином свете.

Некоторые дети легко переносят ссоры родителей, но большинство все-таки сильно страдают. В этом случае появляются серьезные проблемы.

Как обнаружил профессор Майкл Рутер, мальчики наиболее остро воспринимают родительские ссоры. Если атмосфера в доме накалена до предела, ребенок не ощущает себя комфортно, начинает нервничать, а родители зачастую срывают зло на ребенке. Ребенок же при этом ни в чем не виноват, просто на него оказывает влияние всеобщая обстановка неблагополучия.

Странно слышать такие слова: “Если бы не Дженис, мы были бы счастливы!” На самом деле, виноваты только родители, а поведение детей – лишь следствие. Как только в доме воцарится спокойствие и доброжелательность, ребенок начинает себя вести иначе, и улучшается даже его успеваемость в школе.

Отношение родителей друг к другу играет существенную роль в воспитании. Если ребенок растет в семье, где царит любовь и доброжелательность и его вдруг наказали – он поймет, за что, ему ведь все спокойно объяснили. Эмоциональной напряженности в этом случае не возникнет.

Когда обстановка напряжена, наказание ребенка за простую шалость может оказаться чересчур резким или несвоевременным, и ребенок не всегда может понять, в чем он провинился. Иногда, однако, бывает наоборот:-родители в неблагополучной семье относятся к ребенку с повышенным вниманием и заботой.

Дети обычно реагируют на плохие взаимоотношения родителей следующим образом:

Становятся беспокойными. Беспокойство принимает форму агрессии – плохого поведения. Агрессию может проявлять даже младенец, например, если поймет, что к нему подойдут и проявят ласку только, когда услышат протяжный крик, в то время как если просто тихо лежать, никто не подойдет и не приласкает.

Превращаются в “безопасный клапан”. Даже стараются переключить внимание родителей с их проблем и неудач на себя. Отсюда появляется боль в животе утром перед школой, ребенок, чувствуя к себе повышенное внимание, начинает жаловаться, преувеличивать свои недомогания. В действительности же астма или диабет вполне могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой и являются признаками стресса. Как только обстановка нормализуется, болезни исчезают.

К сожалению, родителям свойственно неадекватно оценивать поведение своего ребенка. Они часто говорят, что ребенок балуется потому, что он слишком умный, или потому, что все дети в этом возрасте так себя ведут. Когда же “умный” ребенок чересчур возбуждается или начинает доводить других детей в классе, его оправдывают тем, что ему, якобы, скучно.Плохое настроение и скука, свойственные детям в некоторые периоды их жизни, не могут ^лужить оправданием плохого поведения.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБСТАНОВКИ В СЕМЬЕ

Ведите образ жизни, который вам по силам в финансовом отношении, старайтесь сохранить эмоциональную стабильность в семье.

Будьте близки своему ребенку с рождения. Помните, что чувство близости может возникнуть не сразу.

Будьте родителями, а не друзьями своего ребенка. Детям необходимо кого-то слушаться и понимать, что они зависимы.

Умейте сместить приоритеты в своей жизни. Согласны ли вы выделить одну комнату под игровую? Можете ли спокойно относиться к тому, что у вас дома постоянно разбросаны игрушки?

Решайте сообща все семейные вопросы, например, стоит ли работать матери и т.д. Будьте друг с другом честны и откровенны. Если хотя бы один из супругов что-то скрывает или чем-то недоволен, семейная жизнь может превратиться в ад.

Постоянное отсутствие дома одного из родителей неблагоприятным образом отразится на развитии вашего ребенка. Умейте сделать выбор: либо вы частично пожертвуете работой , либо ваш ребенок будет расти в неполной семье, ведь именно так и оказывается на практике.
Ожидания родителей

Чарли Браун, известный философ двадцатого века, как-то сказал: “Нет большего бремени, чем чьи-то ожидания”.

Родители всегда стремятся воспитать своего ребенка таким, чтобы им можно было гордиться. Их желание вполне понятно. Однако, если вы поймаете себя на том, что говорите и думаете только об этом – вам стоит остановиться на минуту и подумать, почему это происходит.

Родителям свойственно желание подтолкнуть своего ребенка к тем высотам, о которых они сами когда-то мечтали, но достичь так и не смогли. Проблема же заключается в том, что ребенок не может всегда и во всем оправдывать ожидания своих родителей, иногда у него просто не получается. При излишнем давлении со стороны родителей любая маленькая неудача может стать ударом по самолюбию, чего не случилось бы при нормальных отношениях. В следующий раз ребенок уже будет менее уверен в себе и либо будет стараться сильнее, в угоду родителям, либо не будет стараться вообще. К тому же, если от ребенка слишком много ожидают, он может затаить злобу и у него разовьется чувство протеста. Это, в свою очередь, может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

Если ребенку что-то не удается сделать, его самооценка должна, разумеется, несколько упасть в собственных глазах. Однако ему столь же необходимо знать, что несмотря на неудачу его все равно любят и уважают. Так формируется опыт, знание.

Постарайтесь поэтому создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, какую бы ошибку он ни совершил. Это не означает, что с дисциплиной будет покончено и что не надо наказывать за промахи, – родители ведь тоже люди, – но постарайтесь понять, на что способен, с чем может справиться ваш ребенок. Требования не должны быть слишком высокими или слишком низкими – они должны быть правомерными.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРОБЛЕМ В СЕМЬЕ

Всегда отдавайте себе отчет в том, за что вы наказываете сына или дочь. Означает ли ваше “Веди себя прилично!”, что ребенок действительно провинился? Если да, то спокойно объясните ему это и расскажите, в чем он виноват.

Будьте последовательны в своих действиях. Мать и отец должны избегать наставлений, противоречащих друг другу, так как это только сбивает ребенка с толку.

Уважайте “я” своего ребенка, старайтесь во всем ему доверять.

По мере возможности сделайте обстановку в семье менее напряженной. Никогда не ссорьтесь при детях.

Постарайтесь привить ребенку ощущение, что он по праву занимает свое место в семье, что его уважают и любят. Постоянно давайте этому подтверждение – словом, жестом или даже звуком.

Умейте признать, что вы неправы, не старайтесь при любых обстоятельствах “сохранить свое лицо”. Чувства ребенка гораздо важнее, и он учится жизни у вас.
Место в семье

Одним из неразрешенных вопросов психологии по сей день является то, почему первый ребенок в семье, как правило, лучше и быстрее развивается и обычно добивается в жизни большего, чем дети, рожденные позже.

Великий ученый конца 19-го – начала 20-го века Френсис Галтон столкнулся с этим фактом, когда проводил тесты со своими друзьями из Королевского общества большинство из них были первенцами в семье.

В дальнейшем были проведены исследования среди представителей различных групп, таких, как известные итальянские профессора, американские астронавты и даже знаменитые танцовщицы, демонстрирующие стриптиз. Исследования показали, что большая часть этих людей также были первенцами в семье. Чем же это объясняется и является ли везение и успех в жизни следствием воспитания или врожденным качеством?

Психологи считают, что с первенцем всегда обращаются иначе, чем с его братом или сестрой. Возможно, в этом заключается причина того, почему первенцы обычно добиваются в жизни большего.

Если ребенок рожден первым, а также если он единственный в семье, он имеет гораздо больше возможностей для интеллектуального и морального роста – к такому выводу пришли ученые разных стран.

Элеанор Маккоби и ее коллеги обнаружили, что первый ребенок в семье рождается с увеличенным количеством гормонов в крови в сравнении с другими детьми. В особенности это ощутимо, когда период между беременностями небольшой. Пока, однако, мы не можем точно сказать, что означает для нас такой вывод.

Часто ребенок, рожденный последним, имеет все данные для того, чтобы добиться успеха в жизни. Дети же, рожденные “средними” – обычно наименее удачливы. Если в семье трое детей, разница в интеллектуальном развитии второго и третьего ребенка достаточно велика, однако уровень развития первенца несравненно выше, и шансов на успех у него значительно больше.

Датские ученые провели исследования 400 000 солдат, добровольно завербовавшихся на службу в армию. Результаты свидетельствуют, что в зависимости от того, был ли человек рожден в семье первым, вторым или третьим, он является развитым интеллектуально в большей или меньшей степени. Доказано также, что чем больше детей в семье, тем менее развитыми оказываются те, кто появились на свет позже других.

Эксперименты доктора Дугласа показали, что дети из многодетных семей менее развиты интеллектуально, чем дети из небольших семей. В многодетных семьях, где едва хватает денег на книги и игрушки и жилищные условия, как правило, оставляют желать лучшего, дети просто не имеют возможности в полной мере развить свои потенциальные умственные способности.

Итак, чем больше в семье претендентов на родительскую заботу и тепло, тем меньше получает каждый последующий рожденный. Первому же обычно достается львиная доля.

Существует также подтверждение того, что дети, рожденные первыми, воспитаны по-другому, чем братья и сестры. Пока ребенок один в семье, он забирает все родительское внимание, а второй и тем более третий не имеет шансов получить столько же любви и заботы. Тем не менее, рождение второго ребенка позволяет родителям экспериментировать, изобретать различные новые стимулы воспитания и развития. Это означает, что с появлением второго ребенка весь стиль их жизни меняется.

Родители, в особенности матери, часто возлагают большие надежды на первенца, следовательно, он получает больше помощи и поддержки, чем брат или сестра. Отцы, в свою очередь, поступают подобным же образом. То избыточное внимание и забота, которые первенцы получают в начале своей жизни, часто перерастает в особые отношения с родителями, причем эти отношения могут проявляться в различных формах.

Когда на свет появляется первый ребенок, родители еще не знают толком, как с ним обращаться, со вторым и третьим обычно бывает легче. Возможно, поэтому первенца обычно считают менее ласковым и нежным. Однако даже этот “менее нежный” ребенок получает намного больше внимания, чем остальные дети.

Часто первенцы, когда вырастают, становятся больше похожими на родителей, а дети, рожденные позже, – на друзей семьи. Дети, рожденные первыми, в силу различных обстоятельств часто бывают более внимательными и понимающими, и могут показаться несколько ‘старомодными* и даже более взрослыми, чем братья и сестры.

Вот примерно таким вырастает ребенок, родившийся в семье первым: обычно сообразительный и легко управляемый, он стремится помочь родителям, всячески пытаясь сделать им приятное. Однако ему не чуждо чувство независимости, и он может дать понять, что делает одолжение. Обычно такой ребенок серьезно относится к жизни, и ему бывает трудно расслабиться и обо всем забыть. Поэтому он стремится выбрать себе такое хобби, например, коллекционирование марок, которое будет для него познавательным. В отношениях со сверстниками он достаточно самоуверен, так как видит себя скорее взрослым, чем ребенком. Взрослые воспринимают его как равного, даже когда он еще совсем маленький. Такой ребенок чувствует себя более ответственным в семье, чем другие дети, и это правильно, ему ведь всегда в детстве говорили, что он самый старший, и, значит, самый ответственный. Его козырь – это успех, со временем он станет лидером в классе, а затем добьется и большего.

Что ж, и первые астронавты, полетевшие на Луну, были первенцами, так что не исключено, что у вашего ребенка тоже великое будущее!

Если в семье один ребенок, он в большей степени развит умственно и стремится к большему, чем ребенок из многЬдетной семьи.

Однако, хотя это и может показаться парадоксальным, единственный ребенок в семье, с одной стороны, более уверен в себе, а с другой – в большей степени зависим от чужого мнения и часто предпочитает, чтобы ему сказали, что сделать.

Существует также мнение, что “средним” детям, т.е. появившимся на свет вторыми, если в семье трое детей, приходится буквально бороться за свое место в этой семье.

Им достается явно меньше внимания, чем остальным, и на протяжении большей части своей жизни они будут этот недостаток внимания ощущать довольно остро. В детстве такие дети прибегают к различным способам, чтобы наконец привлечь внимание родителей, хотя часто после этого их наказывают. Они бывают очень упрямы и неуправляемы, а в семье пользуются наименьшей популярностью. Очень редко им удается достичь в жизни такого успеха, как старшему брату или сестре, наверное, еще и потому, что это стремление развито у них в недостаточной мере.

Положение ребенка в семье влияет и на отношения с друзьями.

Первенцы, обычно такие взрослые и все понимающие, наименее популярны у сверстников. У “средних” детей обычно столько друзей, сколько они хотят, однако наибольшей популярностью пользуются все же самые младшие дети. В школе и в детском саду они – всеобщие любимцы, тогда как первенцы кажутся более холодными и не в такой степени привлекательными.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Распределяйте свое внимание равномерно между детьми, так чтобы каждый мог получать в равной степени родительское тепло. Если между родами проходит 3-4 года, каждый новорожденный вполне может ощутить себя на время первенцем. Если же между родами промежуток времени меньше, это тоже не беда и благоприятно скажется потом на отношениях ваших детей – они смогут быть хорошими друзьями.

Старайтесь изо всех сил дать детям, рожденным вторыми или третьими, то, что в достатке имел первенец. Это бывает трудно сделать, поэтому следите хотя бы, чтобы каждый следующий ребенок не был все больше и больше обделен вашим вниманием. Чтобы вам было легче за собой следить, ведите счет тому, что вы даете каждому из своих детей, и регулярно проверяйте себя.
Значение друзей в жизни ребенка

Для полноценного духовного, а значит, и интеЬлек-туального развития ребенка ему необходимы хорошие друзья. Если друзей нет, ребенку значительно сложнее стать гармонично развитой личностью. Психологи доказали, что у друзей дети учатся очень многому, например, как поступать в различных ситуациях, как лучше решать различные проблемы.

У одаренных, способных детей обычно бывает много друзей.

В школе они с удовольствием играют со сверстниками, однако дома общаются с ними без особой охоты. Причина – у них так много своих дел после школы! Надо сделать уроки по музыке, затем будет ужин, после ужина можно немного посмотреть телевизор, а потом – спать. Вот и прошел еще один день.

Вне зависимости от того, является ребенок особо одаренным или посредственным, если он учится в обычном классе, друзья у него подбираются разных умственных способностей. И дома он может с одинаковым удовольствием играть с самыми разными детьми. Но иногда родители, правда, могут дать понять своему ребенку, что он и его друг – совсем непохожи и что сын (более умный) мог бы выбрать себе в друзья кого-нибудь получше. В этом случае родители могут выразить свое отношение к “разнице” между детьми достаточно изощренно, выискав у “неугодного” друга множество недостатков. Например, мать может заявить: “А, так ты хочешь играть с этим Джонни… Но он слишком тихий, тебе с ним, наверное скучно. Или она может скорчить гримасу при упоминании о тех друзьях, которые ей не очень нравятся.

Существует мнение, что особо одаренные дети редко выбирают себе в друзья сверстников, потому что с ними скучно. Если ваш ребенок и опережает сверстников в развитии, это несет с собой некоторые проблемы, однако все они легко разрешимы. Есть две причины, по которым умный ребенок может не хотеть дружить со сверстниками. Первая заключается в том, что он может легко обходиться без друзей вообще и ему хорошо одному. Вторая причина – ребенок чувствует молчаливое неодобрение родителей, когда они видят, что он играет с другими детьми.

Родительские опасения о “плохом влиянии*, как правило, не имеют под собой почвы.

Если друзья смотрят на жизнь по-другому, общаясь с ними, ребенок убеждается, что у всех могут быть свои заботы и неудачи, не только у взрослых. Более того, дети охотнее реагируют на критику со стороны своих друзей, а их одобрение значит для них гораздо больше, чем одобрение родителей или учителей.

Тяжелый путь приобретения друзей, их потери, связанные с этим переживания не только помогают ребенку лучше узнать себя, но и учат общению. Для одаренных детей это так же важно, как и для посредственных.

Маленькие дети очень любят играть со старшими, стремятся во всем им подражать, поэтому старшие дети вполне могут стать учителями для младших. Некоторые школы вводят этот психологический феномен в практику обучения, организуя смешанные классы, в которых старшие отвечают за младших. Старшие делятся опытом, как себя вести, как привыкать делать уроки, как справляться с различными проблемами.

Существуют также “социально одаренные” дети. У них обычно много друзей, они хорошо умеют посочувствовать товарищам и понять их. Такие дети часто становятся лидерами, хотя совсем необязательно при этом, что они более умные и развитые, чем их друзья.
КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Сделайте так, чтоб ваш ребенок общался с другими детьми примерно с возраста первого года. Хотя они еще не могут играть , полезно само присутствие другого ребенка.

Научите младенца делиться игрушками, пусть он также поймет, что не может рассчитывать на все внимание взрослых. Если вы учите осторожно, но настойчиво, со временем ваш ребенок поймет это.

Уважайте друзей своего ребенка – он ведь выбрал их сам. Это может быть достаточно тяжело, однако так вы показываете, что уважаете его.

Не стремитесь “уберечь” ребенка. Дети учатся на своих собственных ошибках и редко прислушиваются к мнению взрослых о том, кто достоин быть их другом.

Умным детям нравится общаться с себе подобными, как, впрочем, всем нам. Если ваш ребенок пока не нашел себе друга, равного по способностям, там, где живет и учится, помогите ему в этом, постарайтесь подобрать ему какое-то занятие вне школы в таком месте, где он сможет встретить подходящих по одаренности детей, даже, если это далеко от дома.
Немного о сне

Существует мнение, что особо одаренным детям требуется меньше сна, чем остальным. Если бы это было так, родители таких детей, вероятно, научились бы решать эту проблему, однако пока подтверждения этому не найдено.

Тем не менее, есть много доказательств того, что подход к воспитанию во многом сказывается на том, как и сколько ребенок привык спать.

Чем старше ребенок, тем меньше ему надо сна и тем реже он просыпается ночью. Все дети, конечно, разные и привыкли к различному распорядку.

К примеру, изучив распорядок дня младенцев в Англии, Лоусон и Инглеби обнаружили, что “нормальной” в разных семьях считалось различная продолжительность сна, причем разница иногда доходила до нескольких часов. “Нормальным” временем пробуждения считался период с 6 до 10.30 утра, а временем отхода ко сну – между 5.30 и 11 вечера. Было замечено, что первенцев в течение дня приходилось укладывать реже, чем остальных детей, и что они в общем спят меньше. Разница также была вызвана классовыми различиями. Чем выше социальный статус семьи, тем дольше в этой в этой семье обычно спал ребенок, при этом рано ложась спать и рано вставая. Другие исследователи, например профессор Ричарде из Кембриджа, пришели к выводу, что родители не в состоянии изменить привычки детей в отношении сна -дети, казалось, рождены с определенной системой в этом отношении.

Родители по-разному относятся к проблеме сна. Некоторые смотрят на вещи просто и позволяют ребенку поиграть или почитать, и спать лечь поздно. Вряд ли при таком отношении они столкнутся с проблемой позже.

Однако некоторые ощущают большую ответственность, считая, что ребенок должен спать, сколько ему положено, поэтому как только стрелка подошла к 6, просят отложить все книги и игрушки и идти в постель. Лоусон и Инглеби выяснили, что большинство родителей в Великобритании поступают именно так. Причем, если ребенок еще не готов ко сну, хотя уже должен быть, они склонны видеть в этом проблему.

В действительности, все дети в тот или иной период своей жизни имеют проблемы со сном и родителям в этом случае приходится поволноваться, достаточно ли спит их ребенок.

Такие проблемы могут появиться в особенно ответственный период жизни детей, например, рождение братика или сестрички, начало школьной жизни или развод родителей.

То, как ребенок спал в младенчестве, во многом влияет на отношение к нему родителей. К примеру, если ребенок Спит беспокойно, родители часто переживают из-за этого, устают и их усталость и раздраженность отражаются на малютке.

К несчастью, некоторые дети плохо спят с самого рождения. Во всех других отношениях они абсолютно нормальны, а плохой сон может быть объяснен другими причинами. Возможно, их появление на свет было связано с большими сложностями, и беспокойство присуще им с самого момента рождения. В среднем такие дети спят гораздо меньше своих сверстников, но на самом деле это им никак не вредит. Родители при этом часто пытаются повлиять на сон детей, изменить время кормления, больше уделять им внимания, но это ничего не меняет. Это лишь может вылиться в то, что, пытаясь бороться с тем, чт, по их мнению, является ‘недостатком* ребенка, родители недосыпают, ребенок же при этом получает то, что ему положено. Некоторые родители, чтобы подстроиться под режим ребенка, даже изменяют свой распорядок дня – например встают в 3 ч., чтобы поиграть с сыном. Это можно назвать преданностью или сумасшествием -как вам больше нравится.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ

Старайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок ложился спать ежедневно в одно и то же время. Дети в возрасте от 1 до 2 лет часто плачут, когда их укладывают, поэтому постарайтесь набраться терпения и будьте потверже.

Ночью дети часто просыпаются но вскоре засыпают снова. Поэтому не делайте из этого проблему и лишний раз не входите в комнату, где спит ребенок – вы можете нарушить естественный процесс сна. К примеру, каждый раз, когда вы заходите, ребенок может просыпаться и просить, чтобы вы взяли его себе в кровать. Так что, не тревожьте его сон своим появлением – вы можете сделать только хуже.

Постарайтесь лучше определить сами, сколько времени вашему ребенку необходимо спать, чем следовать советам из книг.

Снабдите ребенка достаточным количеством игрушек, чтобы он смог себя занять, если ему не спится. Для начала привяжите игрушки на резинку к спинкам кровати. Ранее вы уже прочли более подробно о том, какие игрушки и в каком возрасте лучше подойдут детям.

Постарайтесь не делать проблемы из того, что ребенок спит мало или часто просыпается. Так вы можете сделать еще хуже.

Родителям нужно личное время. Объясните ребенку, что как только он лег в кроватку и начал засыпать, у его родителей тоже наступает отдых.
Как развить у ребенка умение приобретать жизненный опыт

Взросление, приобретение опыта, необходимых умений и знаний – неотъемлемая часть развития ребенка. Хотя это сложно объяснить, но мы всегда понимаем правильно ли поступаем в той или иной жизненной ситуации. Правильно оценивать свои поступки и поступки других людей дети учатся прежде всего у своих родителей.

Младенцы вскоре после рождения начинают ощущать свою взаимосвязь с окружающим миром и параллельно учатся оценивать свои действия. На первом году жизни ребенок постепенно начинает сознавать, что он – существо, такое же, как и все, но что он другой, чем все. Как раз в это время оформляется его “я”. Именно поэтому родители должны по возможности быстро откликаться на плач малыша – ощущение своего “я” и самооценка вырастают из общения с окружающим миром. И хотя ребенок начинает ощущать, что занимает в семье по праву свое место только начиная с трех лет, он уже давно стремился к этому. Ведь когда вам всего два года, вы еще не можете заглянуть далеко вперед, но вам уже хочется показать, что вы – тоже человек. Чтобы утвердить себя, вы нашли простой и верный способ – говорить на все “нет”.

Стремление к независимости выражается уже в 6 месяцев, когда ребенок начинает отличать знакомых людей от чужих. Как только он начал ползать – это уже ни что иное, как настоящее “исследование мира”, но ребенок при этом должен быть уверен, что мама и папа рядом. Обычно ребенок сам определяет, когда “пришла пора исследовать мир”, и родители не должны оказывать в этом никакого давления, только, может быть, легонько подтолкнуть.

Больше играйте с ребенком. Когда видите, что он хочет взять в руки какую-то вещь или что-то сделать сам, помогите. Постоянно говорите малышу, какой он у вас молодец – это создает дополнительный стимул. При этом в вашей комнате не должно быть “опасных” предметов, до которых ребенок, по вашему мнению, не должен дотрагиваться. Иначе родителям слишком часто придется повторять: “Это не трогай! И это тоже!” Вряд ли такое кому придется по душе.

Иногда родители чересчур перестраховываются, дрожат за свое чадо, а это только мешает ребенку изучать мир. Сколько раз я слышала, как “заботливая” мамаша говорит малышу: “Не ходи туда, упадешь” или “Не бери это, обрежешься!”, даже если в действии ребенка не было ничего, что угрожало бы его здоровью. На какое-то время такие замечания снижают стремление к познанию мира. Когда взрослые дают ребенку понять, что он слабый и маленький и ничего не может сделать сам, они тем самым снижают его уверенность в себе и способность использовать свои внутренние ресурсы, что, в результате может замедлить мыслительную активность у ребенка.

Каждый новый шаг, новый друг или свежая мысль – все это учит и развивает маленького человечка. Задача родителей заключается не только в том, чтобы передать ребенку свой жизненный опыт, но и научить его самого решать, что и как делать в том или ином случае.. При этом интеллектуальный рост ребенка непосредственно связан с его внутренним состоянием. Когда родители учат малыша узнавать жизнь, они тем самым учат его, как самостоятельно добиваться успеха в жизни.

Ниже мы приводим два примера того, как ребенок может получить положительный и отрицательный опыт общения.

Недавно, стоя в очереди в магазине, я оказалась свидетелем ссоры между матерью и ее четырехлетним сыном. Это был пример того, как можно лишить ребенка желания общаться. Я обратила на них внимание, когда услышала, как ребенок настойчиво просит купить ему жвачку. Мать, наконец, уступила просьбе сына, но не сделала никакого замечания, когда он развернул обертку и бросил на чистый пол. Позже ребенок попытался заговорить с матерью. Сначала она не хотела его слушать, а потом повернулась и сказала: “Говори громче, не бубни себе под нос” Ребенок начал говорить громче. “Не кричи, я не глухая!”- заорала мать. Тогда малыш замолчал и продолжать жевать, уже не обращаясь к матери.

Проблема Мэри, к счастью, решилась совсем другим способом. На день рождения ей подарили игрушечный. набор железной дороги, и когда она его разложила, он занял практически все свободное место на полу в комнате. Мнения маленькой Мэри и ее родителей разошлись. Отец хотел, чтобы на ночь набор сложили в коробку – он вечером поцарапал о него ногу. Мать склонялась на сторону отца в силу природного стремления к чистоте, хотя чувства дочери были ей понятны. В последний момент Мэри нашла выход из положения – передвинуть кровать. Ее инициатива было вознаграждена: родители искренне выразили свое восхищение изобретательностью дочери. После этого случая Мэри могла в любое время играть в свою любимую железную дорогу, не убирая ее на ночь. В следующий раз, когда это будет необходимо, она тоже что-нибудь придумает. Умная девочка, ничего не скажешь!
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ

Давайте ребенку возможность проявить смекалку и сообразительность. Игрушки и игры должны нести познавательную нагрузку, для старших детей особую роль приобретают друзья. Книга Джона и Элизабет Ньюсон “Игры и игрушки для детей” поможет вам выбрать те, что больше подходит вашему ребенку

Развивайте в ребенке понимание того, что он делает и почему. Это создает предпосылки для духовного роста и вырабатывает правильную самооценку. Начать можно с младенчества: описывайте свои действия, пробуйте разные подходы, к примеру: “Давай теперь посмотрим, что будет, если мы его немного потрясем! Смотри, получилось!”

Поощряйте хорошее поведение, однако не уступайте, если он плачет и настаивает на своем. Например, если ребенок помог вам помыть посуду, поцелуйте его или скажите спасибо. Если же он капризничает и просит шоколадку в магазине, не уступайте его желанию, иначе это повторится в следующий раз.

Прививайте ребенку тягу к знаниям, не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Пусть познание мира станет приятным занятием, принимайте участие во всех делах своего ребенка.

Научите ребенка, даже если он еще маленький, пользоваться небольшими и несложными приспособлениями под вашим наблюдением. Помогайте детям научиться обращаться с опасными предметами, такими, как молоток и гвозди, научите их плавать. Легче научить заранее, чем потом пытаться исправить упущенное.

Младенцу необходима сблансированность интересов. К первому году жизни между ним и матерью должны установиться близкие отношения. Тогда у ребенка будет уверенность, что мать никуда от него не денется, поэтому иногда даже можно побыть одному и заняться чем-нибудь своим. Если же ребенок не привыкнет к этой мысли, он будет бояться остаться один и часто будет капризничать.

Автор  Емельянов Сергей Петрович
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий