Мозг и интеллект ребенка.

На человеческий интеллект влияют как физиологическое строение мозга, так и особенности функционирования системы передачи мозговых импульсов другим органам и тканям. В свете проблемы, интересующей нас в данном исследовании, мозг удобнее всего рассматривать как чрезвычайно сложный коммутатор телефонной сети (хотя при использовании этой модели необходимо учитывать одно существенное отличие: в системе “мозг – организм” сигналы передаются практически мгновенно). Мозг осуществляет управление, используя специальные нервные клетки – нейроны, которые посредством связей между своими отростками формируют сложную информационно-функциональную сеть. Каждый нейрон может накапливать возбуждение, а затем пересылать получающийся сигнал другим нейронам с помощью электрических токов, преодолевающих промежуток между отростками – так называемый синапс.

Мышление является результатом обмена информацией между десятью миллиардами нейронов. Один нейрон может одновременно ‘связываться* примерно с тысячью своих соседей, и чем больше у него отростков, тем выше его способность к передаче информации. Теоретически, предела количеству информации, с которой мог бы справиться наш мозг, не существует. Следовательно, увеличение разветвлений информационной сети должно приводить к повышению уровня интеллекта.

Согласно одной из гипотез, более интеллектуально развитые люди имеют больше разветвляющихся отростков, чем менее интеллектуальные, что и позволяет объяснить, почему они способны обрабатывать информацию на много эффективнее. Другая гипотеза гласит, что чем больше специальных нервных центров использует мозг ребенка, тем быстрее преодолевается синапсическая щель, а значит, на умственное развитие должны оказывать особенно благотворное влияние разного рода ментальные упражнения – например, счет в уме или оживленная содержательная беседа.

Психологические опыты, проведенные на крысах, показали, что чем толще жировой слой вокруг каждого нервного отростка, тем быстрее передается информация, и тем разумнее ведут себя крысы. Обнаружилось также, что увеличению этого слоя способствовало повышенное внимание к крысам со стороны тех, кто за ними ухаживал, а также усложненные ‘интеллектуальные* задания -например, когда крысам предлагалось преодолеть более сложный лабиринт. Вполне вероятно, что сходным образом можно воздействовать и на человеческие механизмы обработки и передачи информации. Так, если экстраполировать эти открытия применительно к детям, получится, что на развитие интеллекта (по крайней мере, на развитие скорости мышления) должны благотворно влиять повышенное внимание к ним со стороны окружающих и стимулирующее обучение. Кроме того, по многим параметрам наш мозг похож на компьютер – большей частью он оперирует процедурами, напоминающими компью,-терные программы, информация “записывается” нервными клетками либо в виде отдельных битов, либо сразу цепочками символов.

Простейшее движение – такое, как поднятие пальца -одновременно замыкает миллионы информационных цепей, необходимых для осуществления этой работы. Любая полученная нами информация “закладывается” в программы для последующего употребления, но, так как мы люди, а не компьютеры, использование этих программ в значительной мере зависит от наших эмоций. Например, мы не очень-то стремимся приобретать новые знания до тех пор, пока это не покажется нам интересным или способным принести конкретную пользу. Иначе говоря, лучше всего мы обучаемся, когда хотим учиться.

Одаренные дети способны справиться с более сложными программами, нежели все остальные; в отличие от других, одаренные дети могут использовать свои высокие способности к концентрации и хорошую память для выработки совершенно новых идей. Родители должны поощрять в своих детях способность к приобретению информации, почаще отмечая похвалой их хорошую память вместо того, чтобы всякий раз укорять ребенка за забывчивость или рассеянность (а ведь как часто нам приходится слышать: “Ты бы и голову свою потерял, если бы она не была к шее прикручена”). Для тренировки памяти хорошо использовать развивающие игры – к примеру, веселая и интересная “игра в Кима” не только обучает, но также способна доставить детям массу удовольствия.
ИГРА В КИМА

Выберите несколько небольшого размера предметов, например: резинку для волос, кукольную туфлю, игрушечную чашечку и какую-нибудь маленькую коробочку – разложите все это на столе или подносе и накройте куском ткани (причем постарайтесь сделать это так, чтобы дети не видели). Покажите им накрытый поднос, затем снимите покрывало на пять секунд, накройте снова и попросите детей нарисовать то, что они запомнили. Сосчитайте, сколько предметов им удалось воспроизвести, оцените также правильность расположения предметов и качество рисунка.

На работу мозга серьезное влияние оказывают также гормоны – химические ^вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции – от которых во многом зависит правильное функционирование нашего организма, и в особенности наши эмоции. Так, если у ребенка сложилось негативное отношение к тому, что он должен выучить, либо он заскучал, напуган или устал, вилочковая железа начинает вырабатывать гормоны, которые могут перекрыть новой информации доступ к высшим уровням мозговой деятельности. “Мандраж” или состояние “ступора”, возникающее во время экзамена, – яркий пример воздействия страха и вырабатывающихся под его влиянием гормонов на мыслительные способности. Вы можете взять билет и внезапно обнаружить, что не помните совсем ничего – даже ответов на те вопросы, которые еще вчера знали назубок.

Один из способов преодолеть эту существенную для детского обучения проблему – постараться заинтетеровать детей и освободить от напряжения; полезно также почаще их хвалить , чтобы они испытывали больше положительных эмоций: не пытайтесь “вбить” новый материал в уставших детей – они не пустые сосуды, ждущие, когда же их наполнят, а ваши младшие партнеры по общению, готовые с вашей помощью совершать все новые и новые открытия.
Правое и левое полушарие

В течении ряда столетий великие мыслители писали о пропасти, существующей между логическим мышлением и чувством, но только в конце 50-х годов нашего века психологи – и в первую очередь американец Роберт Орнштейн – обнаружили, что этим различием люди обязаны влиянию двух полушарий головного мозга, между которыми, оказывается, тоже существует своеобразное разделение функций. Выяснилось это при исследовании мозговой деятельности эпилептиков и людей, получивших специфические травмы головного мозга – брались те случаи, когда полушария оказывались разделенными, либо же был причинен ущерб каким-то конкретным участкам мозга.

Люди, в мышлении которых ведущую роль играет правое полушарие, имеют обыкновение рассматривать вещи и явления в целом. Их больше привлекает структура, размер и форма предмета, нежели взаимодействие между его частями или способ его функционирования, у них лучше развиты интуиция и воображение. Их идеи могут показаться неясными и чересчур запутанными людям с доминирующим левым полушарием, которые больше привержены логике и склонны к академическим занятиям, вроде математики или изучение грамматики. Правое полушарие поможет вам напеть мелодию, сочинить стихотворение или увидеть картину как единое целое, а левое – даст возможность писать без грамматических ошибок, способность починить мотор или восхититься техникой работы кисти художника. Впрочем, у большинства людей оба полушария развиты гармонично, и мозг таким образом представляет собой не один компьютер, а два, связанных в единую систему для достижения наилучшего результата.

Наиболее вероятным представляется следующий механизм усвоения информации: на первом этапе разрозненные знания поглощаются более спонтанным правым полушарием, а на втором – левое полушарие производит их сортировку, систематизацию и только в таком виде вводит новые знания в употребление. В принципе, каждое полушарие может частично выполнять работу другого, но лучше всего они функционируют в том случае, когда поступающая извне информация соответствует привычному способу ее обработки. Необходимо отметить, впрочем, что у подавляющего большинства людей все же наблюдается легкий уклон в какую-то одну сторону, иными словами – доминирование одного из полушарий. И это, безусловно, накладывает отпечаток на характер нашей интеллектуальной деятельности. Так, в каждом конкретном случае нет никакой гарантии, что за обработку поступившей информации возьмется нужная половина мозга – люди, более склонные к использованию правого полушария, часто допускают грамматические ошибки из-за того, что слишком полагаются на свою интуицию, не уделяя достаточного внимания деталям правописания.

У маленьких детей, как правило, не бывает ярко выраженной склонности к доминированию какой-либо половины мозга, но традиционное школьное обучение делает больший акцент на развитие деятельности более “правильного” левого полушария. Это действительно так: и школьные программы, и тесты на определение коэффициента умственного развития /Ю/ ориентированы скорее на левое полушарие, чем на правое, хотя некоторые психологи считают, что если активность правого полушария мозга ребенка дополнительно не стимулировать и не упражнять регулярно, оно никогда не разовьется должным образом и его врожденный творческий потенциал не сможет раскрыться полностью.

Вполне возможно, что существует и половая дифференциация в преимущественном использовании левой или правой половины мозга.

Считается, что у женщин, больше склонных полагаться на интуицию, чаще доминирует правое полушарие. А гораздо более впечатляющие успехи, достигнутые сильным полом в математике и технических науках, объясняются ведущей ролью левого полушария в их мозговой деятельности. Но, так как у младенцев не наблюдается никаких признаков такой специализации (а развивается она по мере роста ребенка), вполне вероятно, что на стиль мышления накладывает отпечаток именно различие в способах воспитания полов. Любой ребенок может проявить склонность к “одностороннему” мышлению. В этом случае задача родителей – вовремя обратить внимание на симптомы и попытаться восстановить равновесие, чтобы помочь ребенку сохранить живость ума.

Другой способ провести оценку различий типов мышления детей заключается в разделении их на “дивергентов” и “конвергентов” (что, в принципе, довольно хорошо соотносится соответственно с доминированием правого или левого полушарий мозга). Человек, думающий конвер-гентно, действует по правилам, достигает выводов логическим путем, обычно хорошо справляется с научной и математической деятельностью. Дивергентно мыслящие люди – личности более творческие, часто выдвигают новые идеи и пробуют нестандартные подходы, больше склонны к художественной деятельности. Конвергентные дети легче справляются с тестами, составленными из прямых вопросов, подразумевающих однозначные ответы, тогда как дивергенты предпочитают форму эссе, где они полнее могут реализовать свое воображение.

Типичный тест на определение способа мышления (кон-или дивергентного) состоит в том, чтобы предложить ребенку рассказать, для чего можно использовать кирпич. Конвергент станет строить стены и возводить дома, подпирать шкафы и так далее. Дивергент же использует кирпич в качестве пресс-папье, раскрошит, чтобы сделать цемент, или просто выбросит в окно. Некоторые “мудрецы” говорят: “Поощряя дивергентное мышление ребенка, вы тем самым поощряете его глупость.” Оставим эту фразу без комментариев – она сама по себе достаточно красноречиво свидетельствует об интеллектуальном уровне авторов. Отметим еще раз, что ребенок не может быть на 100% дивергентом или конвергентом (ведь для выживания человеку жизненно необходимы и те, и другие навыки), речь здесь идет лишь о ведущей роли, доминировании того или иного типа мышления.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗВИТЬ ЕГО МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Уделяйте ребенку больше внимания, чаще идите на физический контакт с ним – ласкайте и обнимайте его, чтобы он чувствовал, как вы его, любите и цените.
Дети, уверенные в себе, лучше учатся и быстрее соображают.
Держите под рукой побольше материала, который может послужить “учебным пособием” для вашего ребенка.
Поощряйте проницательность, концентрацию внимания и память ребенка, активно выражая свое удовлетворение даже самыми маленькими его успехами.
Демонстрируйте ребенку свою увлеченность какими-либо идеями.
Сделайте процесс обучения захватывающим для ребенка или, по крайней мере, интересным. Помните, что скука – поистине универсальный “выключатель”.
Не старайтесь “впихнуть” новую информацию в уставшего ребенка. Определяющим фактором в данном случае является не ваше упорство, а собственное желание ребенка продолжать занятия.
Старайтесь снизить до минимума эмоциональную и психологическую напряженность в семье, так как она может сыграть роль тормоза для роста и развития детского ума.
Потанцуйте вместе под музыку, чтобы физически расслабиться перед тем, как усесться на время для какого-нибудь серьезного занятия или тихого разговора. Маленькие дети это просто обожают.
Иногда полезно притушить свет, поставить негромкую спокойную музыку и вдумчиво поговорить с ребенком о проблемах, занимающих вас обоих. Внимательно выслушивайте реплики ребенка перед тем как ответить.

Если вы замечаете, что ребенок более ориентирован на работу правого полушария, поощряйте левое играми вроде тех загадок, что встречаются в детских журналах и комиксах (“Найдите свинку фермера Макдональда, спрятавшуюся где-то на картинке, изображающей двор его фермы”).

Если вам кажется, что ребенок более склонен к использованию своего левого полушария, попробуйте подтолкнуть его к пониманию и оценке разного рода глобальных явлений -например, каким именно образом небо граничит с землей – или дайте ему для рисования большие листы бумаги и большую кисточку.
Что такое IQ?

Хотя термин “коэффициент умственного развития” (IQ) активно используется учителями, родителями и педагогами, спор о том, что есть IQ на самом деле, ведется до сих пор. Еще в начале этого столетия ученые считали, что будущий интеллект человека определяется непосредственно в момент его зачатия.Но теперь мы знаем: умственные способности находятся в постоянной и прочной зависимости от условий жизни индивидуума и могут меняться понемногу изо дня в день. И меняется не только уровень умственного развития,но и разные методы определения уровня КЗ дают совершенно отличные друг от друга результаты. Так, в одном из двух наиболее распространенных тестов верхний предел IQ составляет 145 баллов, а в другом – 170.

Не стоит удивляться поэтому, что при проверке интеллектуального уровеня вашего ребенка разными методами вы каждый раз будете получать разные конечные данные – более того, иногда для измерения IQ ошибочно используются тесты, предназначенные для оценки успехов ребенка в какой-либо конкретной деятельности (например, в чтении).

Буквы IQ являются сокращением от словосочетания intelligence quotient – переводящегося как ‘коэффициент интеллекта’. IQ вычисляют путем арифметического деления суммы баллов, полученных ребенком в результате тестирования (эта сумма называется ‘ментальным возрастом’), на его биологический возраст и округляют до целого числа, умножив на сто.

ментальный возраст : биологический возраст х 100 = IQ

Большая часть детей набирает около сотни баллов -IQ. 60% из них получают от 90 до 100 баллов. Дети, у которых IQ – 120 и больше, несомненно одарены, они составляют около 10% от общей популяции. И, наконец, на самом верху находятся 2% наиболее талантливых девочек и мальчиков, IQ которых – от 135 до 170. Тем не менее, результаты проверок на коэффициент интеллекта , как правило,всегда весьма приблизительны и характеризуют лишь способность ребенка выполнять определенного рода задания по отношению к таким же способностям других детей его возраста. К тому же любой тест может выявить уровень интеллектуальной активности ребенка исключительно на момент самого испытания. Тест показывает, насколько хорошо воспринял ребенок то, чему его учили, и насколько умело способен он воспроизвести пройденное – в определенное время и при определенных условиях. Конкретные обстоятельства тестирования могут сильно повлиять на его итог – например, если ребенок простужен, не стоит ждать от него слишком хороших результатов.

Тем не менее, основное достоинство тестов на уровень интеллектуального развития в том, что они являются своеобразными “сетями”, способными задержать особо одаренных детей и отделить их от всех остальных – не будь таких “сетей”, настоящий талант мог бы легко остаться нераспознанным и не получить соответствующего образования и возможности работать по программе, отвечающей его повышенным способностям. Так, ребенок зачисляется иногда по ошибке в неуспевающие только потому, что он начал отставать из-за каких-то семейных неприятностей – в этом случае он способен потерять всякий интерес к учебе и скатиться на посредственные отметки. Тест на IQ сразу же предупредит родителей и учителей,’ что возможности ребенка не реализуются полностью и в их силах помочь ученику собраться и занять достойное место среди отличников.

На худой конец, результаты теста на коэффициент интеллекта могут стать единственной объективной мерой при столкновении различных мнений,- но использовать их надо с осторожностью.

Одно только упоминание IQ поднимает многих людей на дыбы: в самом деле, справедливо ли измерять способности ребенка и делать заключения о его дальнейшей судьбе на основе абстрактных вычислений? Такие люди ставят под сомнение и используемые стандарты, и моральные основания подобных опытов.

Умение достойно проявить себя в тесте на IQ в большой степени зависит от благоприятного стечения обстоятельств, способствующих качественному обучению ребенка, таких, как развитая и правильная речь в семье, обилие в доме игрового и учебного материала и т.д.. Напротив, отсутствие подходящих условий для учебы может серьезно ограничить развитие некоторых специфических аспектов интеллекта.

Так оправданно ли измерять интеллект при помощи IQ? Здесь мы помещаем некоторые из наиболее часто встречающихся вопросов, которые задают по поводу измерения коэффициента интеллекта.
Передается ли уровень IQ по наследству?

Сложно сказать с определенностью, насколько именно IQ ребенка зависит от домашних обстоятельств – то есть от окружающей среды, и насколько – от его наследственности. Хотя ученые и лишены возможности ставить эксперименты на детях и исследовать на их примере поведение различных групп в разных условиях, сама природа предоставила нам идеальный объект для исследований в виде близнецов. В отличие от двойняшек, похожих друг на друга не более, чем нормальные братья и сестры, которым просто довелось родиться в одно и тоже время, близнецы развиваются на основе единого генетического “кода”. Наблюдая за однояйцовыми близнецами, воспитанными, в разных семьях, мы можем понять, каким именно образом отличие в условиях воспитания влияет на двух детей с одинаковой генетической наследственностью.

Хотя и здесь не обходится без проблем – приемные семьи близнецов обычно очень похожи друг на друга. Дело в том, что опекунские общества всячески стараются отдать таких малышей людям, как можно более похожим на их родителей.

Это, в свою очередь, уменьшает разнообразие доступных для исследования условий жизни детей – но и имеющихся результатов достаточно, чтобы суверенностью заявить: генетическая наследственность существует. Тем не менее, различные статистические методы рисуют совершенно разные картины: по одним из них – ребенок наследует около 80 прцентов интеллекта своих родителей, что составляет лишь 20 процентов на воздействие окружающей среды; по другим, более осторожным подсчетам – наследуемый интеллект составляет около 30 процентов от целого. Нет сомнений, что истина находится где-то посередине между двумя крайностями – хотя вполне возможно, что точный процент генетически предопределенного IQ меняется от ребенка к ребенку.
Как окружающая среда влияет на интеллект?

Это основной вопрос, ответ на который должна найти данная книга. Обстоятельства жизни ребенка, включая сюда и родительские усилия по его воспитанию – влияют лишь на латентный, скрытый интеллект малыша, и особенность эту следует четко осознавать. Вновь и вновь подтверждается тот факт, что в среднем у детей из высших слоев общества IQ выше, чем у детей из низов. И причина вовсе не в том, что богатые дети рождаются умнее своих бедных ровесников – просто их воспитание обычно более продуктивно в плане образования. Это объясняется и отношением родителей к умственному развитию своего ребенка, и повышенным стандартом уровня жизни и образования его и дома, и в школе. Для достижения действительно хороших результатов требуется приложить немало усилий – если воспитанию и образованию ребенка уделяется должное внимание, он скорее реализует свой творческий потенциал – то есть как раз то, что и измеряется тестом на IQ.

Мои исследования детей со способностями выше среднего уровня показали: две основные стороны их жизни, наиболее влияющие на повышение IQ, – это домашние условия жизни ребенка и должным образом обеспеченное образование.

Расовая проблема и отношение интеллекта человека к его национальности, наверное, самый больной вопрос сегодняшнего образования. Результаты исследований, проведенных американским профессором Артуром Йенсеном, свидетельствует о том, что IQ чернокожих детей ниже, чем у белых, а интеллектуальные способности представителей остальных рас располагаются где-то посередине между ними.

Правда, результаты эти были подвергнуты серьезной критике и с психологических, и со статистических позиций: материалы исследований объявлены несостоятельными, и даже сам профессор в последнее время несколько изменил свое мнение. Как будто специально для большего заострения данной проблемы, IQ японских детей с недавних пор растет быстрее, чем у их ровесников из большинства других национальных групп. Отчасти это можно объяснить давлением со стороны их традиционной образовательной системы, делающей упор на приобретение все новых и новых знаний, отчасти – улучшившимся в последние годы питанием детей.

Тесты на IQ неспособны измерять творческие устремления. Если ребенок оценивается как независимая личность, ничто не может помешать ему определить собственные способности и ограничения исключительно на основе своего личного опыта, невзирая на национальность.
Может ли IQ предсказать дальнейший успех в жизни?

Показатели коэффициента интеллекта безусловно могут предсказать успех ребенка в определенных видах деятельности (таких, как успеваемость в школе и институте, например) с большой степенью вероятности – но это можно понять и по социальному статусу ребенка, напрямую связанному с IQ. Тем не менее высоких результатов теста на IQ самих по себе недостаточно, чтобы судить о будущем ребенка в каких-либо других областях.

Общий процент людей с высоким IQ вычислить достаточно легко, однако лишь немногих из них можно назвать добившимися успеха в привычном нам, приземленном смысле. С другой стороны, многие люди с более низким IQ достигают чрезвычайно хороших результатов в жизни. В достижении определенного личного успеха свойства характера человека и его кругозор значат отнюдь не меньше, чем его IQ.

Более того, если ребенок стремится стать миллионером, высокий коэффициент интеллекта, полученный в результате времени, проведенного в университете для получения высшего образования,- и выработанный там критический, а не созидательный склад ума могут стать серьезной помехой в этом стремлении.
Правда ли, что существует отличие в IQ между мальчиками и девочками?

Нельзя сказать, что один из полов по природе своей умнее другого – тем не менее, опыт показывает, что интеллектуальный “разброс” среди мальчиков шире, то есть у мальчика больше шансов, чем у девочки, оказаться либо туповатым, либо талантливым. Но несмотря на почти столетнюю практику измерения IQ, до сих пор результаты настолько приблизительны, что вполне возможно существование целого спектра социальных причин для такого различия, лишь часть из которых известна в настоящее время. Так, у умственно отсталого мальчика гораздо больше шансов попасть в соответствующее социальное учреждение, чем у девочки, – может быть, потому, что содержание такой девочки в домашних условиях представляется более приемлемым для ее родителей. Вполне возможно, что именно социальные причины ответственны за относительно малое количество выбивающихся в люди одаренных девушек: их стремление к успеху, очевидно, вступает в противоречие с принятыми для них нормами поведения.

Основная проблема с результатами тестов на коэффициент интеллекта заключается в том, что за несколькими цифрами стоит целый комплекс различных способностей – если вам сказать, что “коэффициент индивидуальности” вашей личности – 124 пункта, вы получите не слишком много полезной информации. На самом деле, при разработке новейших шкал оценки интеллекта психологи постепенно отказываются от обозначения IQ одним-единственным числом и переходят к методике представления результатов в виде целой системы значений. Так как скорость и тип развития интеллекта мальчиков и девочек различаются между собой, результаты их тестов должны рассматриваться по отношению к возрасту, в котором проводилась проверка.

К примеру, будущий интеллектуальный уровень девочек определяется в возрасте от 3 до 6 лет; что касается мальчиков, то тут следует подождать и определять его между 6 и 10 годами. В этот период рост уровня IQ наблюдается у мальчиков в два раза чаще, чем у их сверстниц. Добавим, что девочки в целом лучше справляются с языками, а мальчики – с числами, так что в тесте, составленном с уклоном в сторону рдной из этих способностей, результаты соответствующего пола будут выше. Психологи-практики до сих пор упорно пытаются выяснить, какова роль наследственности и окружающей среды в подобного рода половой дифференциации – как, впрочем, и в других спорных вопросах, касающихся IQ.
Какое будущее у тестов на интеллект?

В кабинетах и лабораториях психологов прорабатываются десятки новых идей в области измерения интеллекта конкретного человека. Будущие испытуемые смогут, например:

Слушать щелчки в наушниках или смотреть на мигающие лампочки в то время, как прикрепленные к вискам электроды будут считывать сигналы, передающиеся мозгом для последующей компьютерной их обработки.

Еще во младенчестве, на руках у взрослых, наблюдать за тем, как игрушечные машинки сбивают куколок -при этом будет измеряться частота сердцебиения.

Обводить предметы по контуру.

Описывать свою повседневную жизнь.

Вносить порядок в произвольно расположенные на бумаге точки.

Решать в трехлетнем возрасте, как они будут себя вести, если в игре требуется участие троих детей, а играть хотят только двое.

Нажимать на кнопки так быстро, как они только могут.

Ученые из России, где концепция IQ никогда не была особенно популярна, более склонны измерять образовательный потенциал ребенка. Их подход заключается в том, чтобы ставить перед детьми незнакомые им проблемы и засекать количество необходимых “подсказок” или время, требующееся для подготовки к полному решению задачи. В то же время на Западе предпринимаются попытки вычленить в мыслительном процессе отдельные его этапы – хотя иногда и кажется, что мы знаем все Больше и больше о все меньшем и меньшем.
Могут ли родители поднять IQ ребенка?

С теми знаниями, которыми мы располагаем, вполне возможно поднять коэффициент интеллекта ребенка на целых двадцать пунктов – особенно, если до того он был ущемлен в плане культурного развития. Может быть, в будущем эта планка поднимется еще выше – советы о том, как именно это можно сделать, даны по всему тексту книги.

Мы также располагаем сведениями о некоторых препятствиях на пути развития ребенка, встречающихся в окружающем его физическом мире.

В последнее время стало, наконец, понятно, что загрязнение воздуха свинцом автомобильных выхлопов и промышленных выбросов действительно тормозит процесс становления интеллекта. Непрекращающийся шум – даже просто громкая музыка – в пределах слышимости ребенка также может помешать развитию его Ю, так как вступает в противоречие с потребностью ребенка выбирать, что именно ему хочется слушать.

Процесс формирования коэффициента интеллекта начинается еще с первоначальных “разговоров” матери со своим ребенком.

Мама часто подражает звукам, произносимым ребенком, дожидается от малыша ответа и вновь повторяет их. Через некоторое время она может начать вводить в употребление новые звуки и целые слова: ” А теперь мы пощекочем наш животик”. Наиболее важна ответная реакция ребенка как свидетельство происходящих в его сознании перемен – подобное общение помогает новорожденным разработать специфический “язык” жестов и мимики и укрепляет в них чувство доверия по отношению к родителям. Сказать, что за детьми нужно присматривать, но разговаривать с ними незачем – значит искусственно ограничить темп их умственного развития; к счастью, в действительности такое случается крайне редко.

Чем раньше родители осознают роль IQ в жизни ребенка, тем успешнее будет процесс развития его интеллекта – хотя развитие это и является по природе своей безостановочным, темпы его могут меняться.

Наибольшего значения они достигают в первые два года, любое дальнейшее промедление в воспитании и обучении малыша с вашей стороны способно серьезно повлиять на процесс его интеллектуального становления.

В дальнейшем, вам придется пройти еще через несколько этапов, требующих вашего повышенного внимания – один из них завершается в возрасте около четырех лет, другой протекает где-то между четырьмя и восемью годами, когда в обучении ребенка происходит так называемые “скачки роста”. Кстати, возраст, в котором дети начинают готовиться к школе (4-5 лет), возможно, соответствует минимальной скорости их интеллектуального роста…

Ключевой проблемой для родителей является создание для ребенка таких условий, которые бы стимулировали его развитие, были бы достаточно насыщены событиями, но и вместе с тем не предъявляли бы в каждый конкретный момент жизни ребенка чрезмерных требований к его мыслительным способностям. Если обучение чему-либо кажется ребенку слишком легким, оно быстро утратит свою новизну; слишком трудным – и ребенок будет погребен под его тяжестью.

Но действительно аккуратный баланс между способностями и сложностью решаемых задач доставит ребенку так много удовольствия, настолько усилит его желание учиться, что последующее развитие пойдет уже само по себе – и вам не потребуется в дальнейшем подгонять своего малыша.

Рост интеллекта происходит в попытках ребенка собственными силами справиться с окружающим миром, в накоплении опыта обращения с предметами и общения с людьми вокруг него, в самостоятельных наблюдениях и выводах. Умение обеспечить все это – просто-напросто составная часть искусства быть настоящими родителями.
Как мы можем поднять Ю ребенка?

Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами – всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей, – и постарайтесь быть возможно более щедрыми. Вы можете, например, вместо обычной рисовальной бумаги купить белую бумагу для подклейки под обои на стены – тогда ваш ребенок сможет “калякать”, сколько его душе угодно, и у вас не появится ощущение пустой траты денег. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.

Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной – детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям. Позвольте детям участвовать в ваших занятиях вместе с вами – например, слушать вместе музыку. Неважно, какой именно она будет – важен сам факт живого совместного прослушивания.

Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Хотя высокие требования и творят чудеса, если они слишком высоки, это может пойти только во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели от того, что вы слишком требовательны, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.

Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не попадал в жесткие рамки образа мысли и поведения, принятые для определенного пола – в действительности, они могут быть абсолютно непригодными для конкретного ребенка.

Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно – вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это даст ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха, получить в ответ саркастическое или резкое замечание.

Автор Емельянов Сергей Петрович
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий