Одарённый ребёнок – особая ценность для общества

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учётых, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одаренные дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребенка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
Что такое одаренность?

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.

Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:
во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.

Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги в общем не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.
Что такое задатки?

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строений анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Как известно, есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание изучает психология индивидуальных различий. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность допускает широкие границы поведения; внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды. Задатки образуют почву, на которой одни формы поведения формируются легче, труднее – другие.

Основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске путей их изменения, а в поиске наилучших путей и методов обучения детей с определенным типом нервной системы.
Одаренные дети: их проблемы

В дошкольные годы одаренные дети (как и их обычные ровесники) являются возрастными эгоцентристами при толковании событий и явлений. Эгоцентризм (термин, предложенный Ж. Пиаже) помогает понять качественное отличие интуитивного, анимистического восприятия от более рационального, ориентированного на реальность, характерного для старших детей. Эгоцентризм – это не эгоизм с его обычной негативной окраской, это всего лишь проецирование собственного восприятия явлений и эмоционально-аффективной реакции на них. Обычно это называется односторонним восприятием: отношение других людей к какому-либо явлению оценивается неумело. Ребёнок уверен, что его восприятие идентично восприятию других, что одно и то же событие все понимают одинаково, в связи с чем и возникают конфликты с социальным микроокружением. Такие дети могут страдать от неприятия их сверстниками, а это развивает у них негативную оценку самих себя.

Если же для подобных детей характерна гипероценка, но при этом они лишены детского общения, уровень эмпатии снижается. В этой связи очень важным моментом является понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми: неприязнь к детскому саду, отсутствие склонности к конформизму (от позднелат. conformis – подобный, сообразный), погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Изучая причины уязвимости одаренных детей, ученые приводят следующие факторы: стремление к совершенству (перфекционизм), ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.

Человек развивается, изменяется на протяжении всей жизни, в связи с чем и одаренность может запаздывать со своим проявлением или «замирать», не проявляться всегда и везде. Именно поэтому детям с разными видами одаренности нужен разный подход, необходимы разные системы работы с ними. Следует иметь в виду: практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, весьма устойчивой системы интересов.
Что же такое одаренность?

В настоящее время четкого определения одаренности не существует. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка классифицировать понятия способности, одаренности и таланта по единому основанию – успешности деятельности:
способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определенного вида;
общая одаренность – способности к широкому кругу деятельности;
талант – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте раг вития культуры. В различных областях те лант может проявляться в разном возрас те. Так, талант в музыке, рисовании, мате матике, лингвистике, технике обычно прс является уже в раннем возрасте, а талант литературной, научной или организатор ской сфере обнаруживается позднее.

Итак, повторим: одарённость можно охарактеризовать как проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

Заметим, что в современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, тогда как термином «талант» характеризуют другие, более общие стороны развития.

A.M. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Основные структурные компоненты одарённости – это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетически нравственные, интеллектуальные оценки.

Одаренность развивается на основе врожденных задатков, её развитие происходит только в условиях деятельности, тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Виды одаренности

Итак, бессмысленно говорить об «одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим, как уже было сказано, выделяется два вида одаренности:
специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности;
общая, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности

Дети прежде всего значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность – это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родителей. Такой ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда довольно поздно и ненадолго и т.д.
Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом пол ного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.

Особо одаренные дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Еще одно основание для классификации – различия по особенностям возрастного развития. Иногда одаренность носит временный характер из-за того, что в определенном возрасте как бы объединяются возможности сразу нескольких возрастов (отечественный психолог Н.С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле – ускоренный вариант. Многие вундеркинды – это именно дети с ускоренным возрастным развитием временного характера. Со временем они заметно «усредняются», тускнеют. Однако прогноз при ускоренном развитии не всегда пессимистичный: у части детей яркая одаренность остается на всю жизнь.

Есть одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только психологам или внимательным педагогам, много и серьезно работающим с ребенком.

И наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.

В любом случае важно отметить: с одной стороны, вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, а с другой – не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии.

Авторы отмечают и то, что существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.
Интеллектуальная одаренность.

Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации и 2) незаурядные способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.
Академическая одаренность.

Дети этого вида одаренности прежде всего блестяще учатся. Академическая одаренность также имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).
Художественная одаренность.

Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребёнок поет, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.
Организаторская, или лидерская, одаренность.

Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора.

Известны разные варианты лидерской одаренности: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой).

К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведет их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это еще больше усугубляет проблемы и самих детей, и педагогов.
Психомоторная, или спортивная, одаренность.

Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Особые категории одаренных детей

Любой педагог может припомнить случаи из практики, когда из-за немытых ушей и неряшливой одежды ребёнка он не сразу заметил его сообразительность, лёгкость в усвоении материала и необычность его видения. Ещё труднее преодолеть барьер так называемого привычного восприятия, когда ребенок, например, никак не научится хорошо читать или считать или имеет какой-либо физический недостаток. Выявление и развитие способностей таких детей сопряжены с дополнительными трудностями, но они же относятся к особым категориям одаренных.

К особым относят детей с исключительно высоким умственным развитием, но с низкой успеваемостью, физическими недостатками (слепота, глухота, детский церебральный паралич с сохранным интеллектом, аутизм), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность, гиперактивность), с трудностями в обучении (например, с дислексией, т.е. затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одаренность не удается распознать быстро.

Большая часть детей, которых можно отнести к перечисленным выше категориям, не реализуют свой потенциал при отсутствии особо организованного обучения и коррекции. Почему? На передний план выступают их недостатки или трудности, что и заслоняет присущую им одаренность. Выявление одаренности затрудняет низкий социально-экономический уровень семьи. Как правило, у детей не очень хорошо развита речь, она часто изобилует неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Такие дети не имеют доступа к распространенным играм, развлечениям и нередко производят впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с низкой культурой, то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения своей любознательности и активности.
Методы выявления детской одаренности

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одарен каждый нормальный ребенок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности. В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения, но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется.

В рамках обоих подходов отмечается возможность ошибочного прогноза относительно одаренности конкретного ребенка и неуспешность попыток развить нормального ребенка до уровня одаренного. Признается также, что цена такого рода ошибок может быть весьма высока. Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одаренность», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одаренности и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.

Можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.

Первое связано с задачей установления самого феномена одаренности, для чего используются методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одарённости (её вид, уровень развития и т.п.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных групп населения (детей из сельской местности, представителей нетитульного населения, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т.п.).

В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор одарённого ребенка, но и психологическую помощь ему, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать в себя выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры.

Специальную область представляют диагностические исследования с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.
В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Психодиагностика сравнительно молодая наука, поэтому пока трудно рассчитывать на гарантированный результат. Современная психодиагностика часто вызывает вполне оправданную критику со стороны исследователей, недовольных прогностической ценностью используемых на практике тестов. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

В настоящее время в психологической литературе широко представлены два взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорда-Бине, превышающее некоторое пороговое значение в разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребёнка к группе одаренных. Так, А. Шведе и Р. Стоунберне отмечают, что такой показатель должен превышать 135 баллов. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей в себя множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от сомнений, не пропущен ли какой-либо талант? Печальна судьба и тех детей, которые по результатам обследования были отнесены числу одаренных, но впоследствии не подтвердили этой оценки.

Цена такого рода ошибок определяем теми целями, ради которых проводится диагностическое обследование. К сожалению, иногда поиск талантов является самоцелью. Это очень опасно, если подобная деятельность не включает задачу помощи таким детям. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают: ярлыки типа «талант» и «ординарный» могут негативно сказаться на личностном развитии ребенка. Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных учебных и развивавающих программ, которые реализуются в соответствующе группах ДОУ и «центрах ДОУ одаренных». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

В нашей стране длительное время тест были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве адаптации западных тестов, а также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвященных проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одаренности. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования методов оценки способностей, установления зависимости результатов тестирования от социально-культурных факторов, деятельности испытуемых, специфики тех практических задач, для решения которых используются диагностические процедуры.

Известны основные требования к построению и проверке методик:
стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки результатов;
надежность – устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых;
валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика.

Однако даже при квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от совершения ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли под одаренностью понимать некий единый феномен, который можно измерить целиком, или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур. Наравне с тестами необходимо использовать и другие методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т.д.

Чтобы увидеть подлинные творческие способности (креативность) детей, им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты, что в обычном ДОУ не представляется возможным из-за неоднородного контингента детей и усредненной программы обучения. Педагог, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность одаренных детей, должен сам обладать если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. В массовой системе обучения достичь этого очень трудно. Такая система обучения возможна только при сугубо индивидуальных условиях, в которых будут работать специально подготовленные для работы с одаренными детьми специалисты. Это вариативная система семейного образования.

Автор Л. Пасечник
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий