Становление разума и речь ребёнка

Рабочие взаимоотношения, существующие между мозгом и телом, настолько тесны, что один из “партнеров” вряд ли может обходиться без другого – они постоянно влияют и воздействуют друга на друга. Мыслительные процессы и эмоциональные реакции, формирующиеся в мозге, необходимы для совершения телом тех или иных движений (за исключением разве что рефлекторных). Так, например, область мозга, отвечающая за движения ног, должна скооперироваться с другой областью мозга которая отвечает за самое желание двигаться; а сломанная нога, напротив, способна привести нас в уныние.

Но как бы ни работали наши мозг и тело, делают они это так, как мы приучили их делать. Мы же с самого рождения учимся приспосабливаться к окружающему миру, частью которого являемся. Человеческий ум имеет естественную склонность, к упорядочиванию происходящего вокруг – и в самом деле, мы получаем глубокое удовлетворение от сортировки, классификации и регламентирования жизненных явлений. Посмотрите, с каким удовольствием открывает это любой ребенок, едва научившийся ходить. Многие правила, устанавливаемые нами для самих себя, не имеют ни реального наполнения, ни какого бы то ни было смысла – тем не менее, само создание их уже является разновидностью интеллектуального упражнения.

В не меньшей степени мы любим запреты: группа играющих детей способна мгновенно установить добрую сотню различных “можно” и “нельзя”. Очень часто запрещающие правила (например, такие, как “нельзя ходить под лестницей”, “нельзя наступать на трещины”) базируются на страхе. Тот же самый страх заставляет нас приспосабливаться к другим людям, чтобы избежать конфликтов в общении с ними – хотя, как это ни парадоксально, именно через конфликт в идеях мы растем интеллектуально и становимся творческими личностями.

Мы твердо верим, что из всех обитателей Земли только человеческие существа обладают интеллектом высшего порядка. Только люди способны к рефлексии – самоанализу, разговору с самим собой; именно общение -подлинный ключ к развитию разума. Нельзя сказать, что животные не обладают даром общения, но их язык весьма ограничен, человеческий же интеллект развивается благодаря использованию все возрастающего количества лексических единиц.

В самом широком смысле можно определить интеллект как способность индивидуума совладать со своим собственным миром путем достижения поставленных целей -как сиюминутных (вроде добывания пищи), так и более отдаленных (например, сдачи экзамена). Работа интеллекта в этом случае заключается в анализе вариантов и выборе наиболее эффективных способов действия.

Попробуем провести сравнение между интеллектом и физическими способностями. Конечно, с помощью тренировок можно значительно улучшить свои спортивные результаты; но некоторые люди выигрывают состязания, и не прилагая к этому особых усилий, в то время как другие, сколько бы они ни старались, все равно остаются в аутсайдерах. Психологи, безусловно, пришли бы в восторг, получив ключ к резкому увеличению умственных способностей человека, однако магическая формула до сих пор не найдена, и мы, по-прежнему не можем сделать из свиного уха шелковую сумочку.

А вот другая крайность – несмотря на широкие возможности интеллекта в развитии потенциальных способностей человека, очень часто этому могут препятствовать и даже снижать уже имеющиеся способности чисто физические причины. К такому результату может привести, например, родовая травма или недоедание в младенческом возрасте. Крайне ограниченные умственные способности наблюдаются также у детей, выросших в изоляции от других людей или воспитанных умственно неполноценными родителями, если их вовремя не перевести в более благоприятную среду.

Существуют и другие, не столь очевидные, причины снижения уровня умственного развития – например, интеллектуально убогое воспитание.

Интеллект всегда соотносится с реальным миром и с тем, что наиболее ценно в нем. Поэтому при оценке интеллекта человека очень важно учитывать не только аспекты, привнесенные культурным развитием, но и повседневную житейскую мудрость. Какие бы компоненты ни составляли эту наиболее таинственную, дразнящую ложными надеждами способность человека, искать их нужно в естественной среде обитания.

Многие люди убеждены, что, несмотря на столетние исследования природы интеллекта, психологи до сих пор не могут разобраться даже в своих собственных умах. Но интеллект, безусловно, существует, это не миф, и его природа также не должна оставаться тайной.

Проблема же заключается в том, что интеллект не поддается количественному измерению, подобно физической силе, которую можно измерить, например, весом поднятых человеком гирь. Интеллект настолько разносто-ронен, что любой тест может измерить только часть его, а общую картину нельзя представить в виде арифметической суммы результатов. Пожалуй, наиболее адекватно представление об интеллекте как о бесформенной и подвижной коллекции различных мыслительных способностей – таких, как рассудительность, практическая сметка, гибкость ума и творческое мышление, – взаимодействующих между собой и дополняющих друг друга. С помощью различных статистических методов выделяют около ста видов подобных способностей, хотя грани между ними зачастую настолько размыты, что их трудно различить невооруженным глазом.
Речь ребенка

Одной из наиболее ранних форм в развитии языка – и для человеческой расы в целом, и для каждого ребенка в отдельности – является присвоение предметам названий. Даже и сегодня акт называния обладает некоторыми магическими свойствами, которые легко распознали бы наши первобытные предки: так, адепты некоторых религий (например, ортодоксального иудаизма) избегают произносить имя своего бога из-за страха перед возможными последствиями. Следом по значимости идут глаголы действия, а уж за тем – слова для обозначения более абстрактных понятий.

Детям приходится усваивать звучание и смысл слов того языка, на котором говорят их родители, воспринимая также и те мыслительные процессы, которые выработались в языке за многие века его использования. Таким образом, детские поведение и манера мышления неразрывно связаны с использованием языка. К примеру, простое требование ребенка: “Подними меня!” – дает довольно много информации об уровне и характере его умственной деятельности. Из этой фразы мы можем понять, что ребенок уже отличает себя от других людей, верит во власть своей команды и связывает простой физический акт поднятия со специфическими эмоциональными запросами и ответной реакцией на них.

Наша повседневная речевая практика представляет хороший пример работы нашего ума. Чтобы передать какую-либо мысль, требуется облечь ее в словесную форму; для того же, чтобы сформулировать мысль словами, ее надо предварительно разделить на категории.

Сначала мы думаем, затем выражаем наши мысли словами. В живой и развивающейся культуре постоянно происходит процесс рождения новых слов, в то время как старые постепенно отмирают из-за редкого их употребления.

До 60-х годов никто не воспринял бы слова “оттяг” или “хипповый” в том смысле, в каком они стали употребляться позднее; а теперь они уже довольно давно вышли из моды. И, конечно, нам далеко не всегда понятны очевидные архаизмы. Налример, такие слова, как “фармазон”, “бонвиван” или “шаромыжник”, давно уже утратили свою полезность в качестве носителей идей, и сейчас используются в основном в различных телевикторинах, в качестве “трудных” слов. Живой язык всегда открыт для изменений, и мы – его носители – постоянно трансформируем его.

Обучение речи, пожалуй, важнейшая часть интеллектуального развития ребенка. Оно начинается с рождения и “разговоров” матери с младенцем. Родители, находящие время и силы для того, чтобы слушать своего ребенка и отвечать ему, оказывают тем самым неоценимую помощь в его языковом развитии. А ведь именно этот вид интеллектуального воспитания способствует наиболее полному раскрытию умственного потенциала. К счастью, дети обладают врожденными способностями к языку, что способствует их быстрому обучению. К четырем годам они уже настолько искусны во владении речью, что могут помогать младшим по возрасту и даже упрощать язык так, чтобы он был им более понятен.

Чтобы помочь ребенку в развитии языковых навыков, родители должны посвящать разговору с ним как можно больше времени. Детский лепет или первые неуверенные попытки заговорить нужно выслушивать очень внимательно, а затем пытаться ответить так, чтобы ребенок смог воспринять исходящую от вас информацию. Очень важно говорить, обращаясь непосредственно к нему и глядя в глаза, хотя ребенок продолжает обучаться даже тогда, когда вы перестаете с ним общаться.

“Впихнуть” язык в ребенка силой нельзя – он просто его не воспримет, развитие речевых навыков возможно только на базе определенной функциональной готовности организма.

К примеру, двухмесячный ребенок может, подражая окружающим, воспроизводить гласные звуки, но согласных осилить пока не в состоянии. А через пару месяцев он начнет подбирать их довольно легко.

Первый год освоения языка является ключевым в формировании речевых и мыслительных навыков ребенка. Его ранний лепет содержит все звуки, которые потребуются ему в дальнейшей жизни, а первые успехи могут дать представление о том, насколько интеллектуально развит будет ваш ребенок впоследствии. Например, дети, которые много и охотно лепечут, чаще вырастают более умными, чем их молчаливые сверстники. С другой сторойы, может разочаровать тот факт, что дети, начинающие говорить раньше других, взрослея, не всегда умеют четко выражать свои мысли – ранняя речь в большей степени основана на подражании, чем на реальных мыслительных процессах.

Наверное, самое главное и наиболее характерное различие в жизненном опыте более и менее одарённых детей в том, насколько развито в их семьях искусство общения – и с ребенком, и между самими родителями.

Разумеется, мы имеем в ввиду не только количество произносимых фраз, но и качество лексики, и языка в целом: именно в семейной обстановке ребенок обучается использовать речь для выражения мыслей, вырабатывая таким образом будущий стиль своей умственной деятельности.

Что мы воспринимаем посредством органов чувств (особенно слуха и зрения) и как именно мы это делаем, тоже во многом зависит от полученного в детстве речевого воспитания: если в семье говорят мало, у ребенка имеется гораздо меньше шансов научиться правильно развивать и излагать свои мысли и идеи. Но и разговорчивость родителей не приводит автоматически к раннему развитию речи: многие известные люди начинали говорить сравнительно поздно – например, известно, что у Черчилля в раннем детстве были серьезные проблемы с речью, однако это никак не отразилось на его блистательном устном и письменном английском в зрелые годы.

Чтобы получить более четкую картину развития речи вашего ребенка, вы можете попробовать записывать все произносимое им.

Приблизительно в возрасте шести месяцев ребенок, как правило, уже пытается выговаривать отдельные согласные звуки (например “р” и “п”), а к году вполне может иметь в запасе несколько слов. Дальнейшее освоение языка происходит все более быстрыми темпами.

Дети начинают, с наименований предметов и вещей, которые постоянно видят вокруг себя – питья, еды, затем животных, одежды и игрушек, правда, в наши дни ребенок учится произносить слово, обозначающее машину раньше, чем, например, слово “дом”.

С 14 до 20 месяцев матери нужно стимулировать речевую активность ребенка, называя для него предметы. Так, если она произносит с выжидательной интонацией “кукла”, ребенок, как правило, тут же попробует это повторить.

Но урок необходимо продолжить: как только ребенок смог одолеть новое слово, нужно проверить его, спросив: “Что это?” Ожидания взрослых, стимулирующие активность ребенка, всегда должны несколько опережать уже достигнутый им уровень.

В возрасте от 18 до 24 месяцев дети начинают складывать слова в простейшие предложения (типа: “Папа поехал би-би”), осваивая тем самым азы грамматики. По мере того, как совершенствуется речь ребенка, он постепенно отходит от примитивного “здесь и сейчас” в разговоре, начинает что-то рассказывать своим слушателям и задает простейшие вопросы. Родители на этом этапе могут помочь ему, постоянно спрашивая: “Что ты делаешь?”, “Что ты видишь?”

Любая группа людей, даже такая маленькая, как семья, вырабатывает свои языковые нормы, и ребенок должен научиться приспосабливаться к ним. Начинает он с освоения общего стиля разговора окружающих, а уж затем постигает конкретные правила, по мере того как ему указывают на ошибки. Например, взрослый может сказать: “Не будете ли Вы так добры отправить это письмо”, хотя на самом деле говорящий вовсе не собирается просить слушателя обрисовать степень своей доброты. Грамматически это предложение выглядит вопросом, а на самом деле является требованием, облеченным в условно-вопросительную форму, согласно сложившемуся в обществе обычаю. Именно так язык и используется в реальной жизни. Чувствительность ребенка к способу мышления взрослых помогает ему уловить эти правила, те же закономерности проявляются и в последующем изучении иностранных языков.

Некоторые ошибки, совершаемые детьми в разговоре, объясняются тем, что они следуют заученным правилам слишком буквально.

Например, говоря “пошлите” (вместо “пошли” или “пойдемте”), ребенок использует именно то правило, применения которого в данном случае следовало бы ожидать. Но трудность освоения разговорного языка как раз и состоит в том, что просто запомнить правила недостаточно, зачастую язык должен заучиваться буквально слово за словом.

К пяти годам дети овладевают нормами разговорной речи настолько хорошо, что могут говорить практически без ошибок. Но даже и тогда родителям нужно уделять повышенное внимание разговору с детьми – чем больше речевой практики будет у ребенка, тем лучше он сможет понять и изучить язык.В повседневных беседах (даже с самыми маленькими детьми) родители могут, умело пользуясь различными языковыми приемами, попробовать расширить представление о предмете, занимающем ребенка в данный момент.

Приведем простой пример.

Джимми (три года): Когда я вырасту, я буду пожарным.
Мама: Пожарным, да? И будешь тушить пожары из большого-большого шланга?
Джимми: Я все-все залью водой!
Мама /поддразнивая/: Но тогда тебе может не хватить воды, чтобы потушить сам огонь…
Джимми: Ну, я его тогда почти потушу.

Если бы мама не “подтолкнула” Джимми рассмотреть проблему с другой стороны, он вряд ли бы задумался о том, сколько же воды на самом деле требуется для тушения пожара.

В данном случае краткий обмен репликами помог ребенку самостоятельно осмыслить еще одну частичку окружающей действительности. Но правильно преподнести ребенку новую информацию – большое искусство. Если бы мама Джимми начала перечислять аспекты пожаротушения, пытаясь научить его слишком многому сразу, внимание ребенка рассеялось бы, он бы “отключился” и, скорее всего, ничего не запомнил.

Для достижения наибольшего обучающего эффекта тема разговора должна быть интересна ребенку, и продолжаться разговор должен лишь до тех пор, пока вызывает у ребенка интерес.

Что именно заинтересовало маленького человечка, вы легко можете определить по направлению и продолжительности его взгляда.

Поговорите с ребенком об этом предмете, даже если он еще не может вам ответить: дети начинают понимать смысл сказанного задолго до того, как обучаются говорить сами.

По мере того, как дети взрослеют, их разговоры становятся сложнее и продолжительнее, вы всегда сможете понять по поведению ребенка, когда ему станет скучно.

Основные речевые навыки вырабатываются у детей отнюдь не при помощи простого подражания, лучше всего они обучаются в благоприятных социальных условиях, когда имеют возможность не только попрактиковаться в том, что уже знают, но и попробовать перейти к чему-то новому.

Если вы проявляете удовольствие при попытках вашего ребенка произнести какие-то новые звуки или слова, вы тем самым поощряете его к продолжению обучения.

Желание и умение внимательно выслушивать ребенка -один из наиболее ценных подарков, который могут ему сделать родители.

Разговор с ребенком – не просто упрощенная версия разговора со взрослым.

Помните, что вы не просто общаетесь, но и все время учите его. Чем лучше становится речь ребенка, тем больше у него возможностей учиться дальше, то есть в данном случае язык выступает как саморазвивающаяся система.
КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С МЛАДЕНЦАМИ И МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ
Повторяйте все, что говорите.
Придерживайтесь правила говорить только о том, что находится здесь и сейчас.
Говорите достаточно громко.
Произносите слова отчетливо.
Задавайте только простые вопросы.
Не пытайтесь научить сразу всему, давая слишком много информации.
Детские вопросы

Все дети по мере взросления неизбежно начинают задавать разного рода вопросы. Но если обычные дети чаще спрашивают о конкретных вещах и о том, что происходит вокруг них (типичными являются вопросы типа ‘Что это такое?”, “Как это называется?” или * Где мой мишка?”), то более одаренные дети задают гораздо больше вопросов, начинающихся со слова “почему” (“Почему луна на небе?”, например). На эти “почему” гораздо сложнее отвечать, частенько детские вопросы способны поставить взрослых в тупик, но родителям не стоит сердиться, отмахиваться или отвечать первое, что придет в голову,- они должны помнить, что ребенок берет вопросы не с потолка, таково закономерное следствие работы мысли его растущего и развивающегося интеллекта.

Родители должны стараться отвечать на вопросы ребенка с наибольшей степенью объективности, доступной для восприятия в его возрасте.

Этим они помогают ребенку расширить и углубить представления об окружающем мире, выйти за узкие рамки конкретного восприятия и перейти к более абстрактным рассуждениям. К сожалению, часто случается так, что родители, неуверенные в своей способности адекватно ответить на “заумный” детский вопрос, стараются вовсе уклониться от ответа. Такой подход является в корне неверным, так как собственное понимание ребенка пока еще очень ограниченно, и он остро нуждается в информации, которую только вы можете дать.

Приведем пример.

Мама: Уже четыре часа.
Энни (три года): Почему четыре часа?
Мама: Потому что твой чай готов.
Энни умолкает.

Для нее гораздо лучше и понятнее было бы, если бы мама ответила примерно следующим образом:

Мама: Ну, когда мы обедали, был час дня; потом мы ходили за покупками, и часы за это время отсчитали: раз, два, три – и теперь четыре часа, время пить чай.
Энни: Мне нравится, когда четыре часа.

Дети все время находятся начеку, стараясь понять, что происходит вокруг них.

Если они сталкиваются с событиями или высказываниями, смысл которых им не вполне ясен, нужно дать им возможность переспорить, не испытывая при этом никакой неловкости. Дети постоянно трудятся над построением цельной картины окружающего мира, однако отдают себе отчет в том, что могут что-то представлять неправильно, и поэтому очень чувствительны к одергиванию со стороны взрослых. Детские вопросы почти всегда серьезны, хотя изредка и выходят из-под контроля (в случае, когда они считают это хорошим способом привлечь внимание родителей).

Дополнительные трудности возникают из-за того, что дети часто не могут правильно сформулировать вопрос, и нередко вводят в заблуждение и самих себя, и взрослых, особенно если те слушают не очень внимательно. Дети, например, могут верить в реальность существования различных телевизионных персонажей, могут не понимать смысла некоторых обычаев социальной жизни, вроде оплаты чека (отсюда вопросы типа : “А Чек работает в магазине?”, “Всех продавцов в магазине зовут Чеками?”, “Ты платишь только одному Чеку?”, “А почему Чек не платит тебе?”). Самим детям их вопросы представляются абсолютно логичными. То, что взрослыми часто воспринимается как нелепый детский лепет или обременительное приставание, на самом деле – попытки одаренного ребенка получить дополнительную информацию о том, что он и так уже уяснил для себя, пусть даже неправильно.

Для того, чтобы разобраться в собственных мыслях, детям требуется некоторое время – им будет гораздо легче, если вы станете поощрять их любознательность.

Единственному ребенку в семье в этом плане значительно проще, чем тому, у кого много братьев и сестер. Не менее важно установление доверительных отношений между родителями и их детьми. Ребенок должен располагать известной степенью свободы для того, чтобы пробовать новые, непривычные для него ходы мысли, но достигается эта свобода, когда вы разделяете с ребенком все новые впечатления. Если вы проводите большую часть своего времени вместе с ребенком, вам будет легче понимать его – напротив, длительные периоды разлуки, пребывание в больнице, например, могут существенно осложнить этот процесс.

Одаренные дети часто обладают еще и прекрасным чувством юмора – острое восприятие смешного можно найти даже в проказах младенцев – что упускается иногда из виду чересчур беспокойными родителями. Однажды мне довелось слышать, как смышленый пятилетний мальчик спрашивал: “Чем косточка цыпленка отличается от кости динозавра?” Серьезные взрослые дяди пытались подобрать ответ поумнее – является ли это различие следствием эволюции или просто разницей в строении между птицами и рептилиями? Все они ответили по-разному. “Неправда, – сказал ребенок. – Одна из них меньше.”
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ?

В младенческом возрасте:
Старайтесь находиться в непосредственной близости от ребенка; говорите с ним и слушайте его, лишь пока вы чувствуете, что ему это нравится.
Показывайте вашему ребенку небольшие предметы вроде разного рода игрушек или, например, расчески и следите за направлением его взгляда. Затем выберите объект, привлекший его внимание и дайте ребенку рассмотреть его поближе, “поговорите” о нем вместе с ребенком. Познакомьте его подобным образом с другими предметами домашнего обихода.
Когда вашему ребенку исполнится год, начинайте учить его, показывая на предметы и называя их.
Если вы читаете вслух детские стишки, делайте это четко и с выражением.
Начинайте читать ребенку детские книжки и показывать в них картинки, когда малышу будет еще несколько месяцев.
Проследите, есть ли у предметов, которые уже умеет называть ваш ребенок, что-нибудь общее: форма, цвет, материал. Подберите другие предметы, отвечающие этим признакам, показывайте их ребенку и рассказывайте, в чем их сходство и в чем различие.
Старайтесь использовать одни и те же слова и фразы, чтобы ребенок научился распознавать их на слух.
Поощряйте ребенка занимать ведущее положение в разговоре и получать от этого удовольствие.

В возрасте одного года:
Хвалите ребенка за старание и не поправляйте слишком часто его грамматику.
Сведите “агуканье” к минимуму.
Вновь и вновь используйте одни и те же ‘ключевые* слова.
Рассказывайте ребенку о вещах, которые находятся в пределах его досягаемости, чтобы он мог связать воедино все, что слышит, видит, осязает и обоняет.
Делайте разговор как можно более оживленным и интересным для ребенка.
Помогайте ребенку использовать уже известные ему слова.
Отвечайте на “реплики” вашего ребенка как следует, не ограничиваясь одним ‘Ага*. Ведь вам нужен разговор с ним.
Музыка.

Способность получать удовольствие от прослушивания и исполнения музыки всегда добавляет живости интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Как и в других случаях, наибольший эффект в музыкальном воспитании имеют не советы и указания, а то, что делают сами родители, какой пример они подают: вхождение в мир музыки можёт начаться сразу же с первых дней жизни ребенка, с мелодий родительского пения и ритма убаюкивающих движений. Мы не испытываем нехватки музыки в нашей жизни. Дайте вашим детям возможность слушать ее во всех видах, от классической и народной до джаза -постарайтесь только, чтобы это была живая музыка, не искаженная электроникой. В парках часто дают концерты, на улицах играют уличные оркестры, да и у вас в доме могут быть гитара или пианино.

Иногда, когда мои дети возращались из школы уставшими или грустными, я проигрывала им – признаюсь, на магнитофоне – мелодичную и ритмичную музыку, вроде вальсов Штрауса или ‘диско”, и мы пели и танцевали под нее вместе, пока не начинали чувствовать себя гораздо лучше. Очень рекомендую.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА?

Сделайте пение, наряду с рассказыванием сказок, неотъемлемой частью вечернего ритуала.

Беспокойным детям хорошо петь песенки во время автомобильного путешествия. Даже самые крошечные малыши отвлекуться от дорожных неудобств и будут стараться ворковать вместе с вами.

Обучайте ребенка простейшим бытовым навыкам (таким, например, как мытье рук) под музыку. Если при этом будете напевать что-то вроде “Так мы моём наши ручки”, вы тем самым поможете ребенку сконцентрироваться на словах и лучше запомнить их. Я, например, учила алфавит под мелодию песни “Ты мигай, звезда ночная”, причем среднюю часть мне приходилось повторять дважды, чтобы не обрывать мелодии. И это настолько прочно зафиксировалось в памяти, что и по сей день, когда я из-за усталости не могу вспомнить порядок буке в алфавите, то мысленно дважды пропеваю его в середине, чтобы добраться до заключительной части.

Напевайте ребенку забавные истории вместо того, чтобы просто рассказывать их.

Движение – естественная реакция на мелодичный звук, как пел Фред Эстер: “Включим музыку и потанцуем”. Делайте это ритмично и зажигательно, или же наоборот, плавно и томно – пусть ваши движения в полной мере соответствуют характеру звучащей музыки.

В большинстве мировых культур первым музыкальным инструментом ребенка является погремушка. Впрочем, вы можете придумать для него что-нибудь особенное – две крышки от сковородок или два деревянных бруска, чтобы стучать ими друг о друга, или игрушечный барабан, в который можно громко колотить.

Позвольте ребенку выбирать музыку по своему вкусу, как бы раздражающе она ни звучала для вас. Как и в случае с книгами, возможность самостоятельного выбора делает это личное переживание для него особенно значимым.

Автор Горшкова Елена Евгеньевна
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий