ВОПРОС: Как школьнику быстро и легко выучить стихотворение?
ОТВЕТ: (для детей – школьников)
Ребенок всегда запоминает лучше то, что ему интересно, чем он увлечен, когда он играет в какую-нибудь игру память автоматически фиксирует все происходящие события. А когда ребенка заставляют что-то запомнить, навязывают учить уроки, а ему это неинтересно, то сознание ребенка начинает сопротивляться, а так как учить все равно надо, завтра могут вызвать к доске, то школьник пытается выучить уроки, а в голову уроки никак не лезут… не запоминаются, путаются… Почему?
Потому что у разных детей- разное доминирующее восприятие мира: одни дети – визуалы ( лучше запоминают информацию в виде картинок), другие – аудиалы (лучше запоминают информацию в виде звуков), третьи – кинестетики (им нужно прочувствовать, потрогать, ощутить , т. е. представить информацию в виде набора ощущений). И поэтому каждый ребенок должен выяснить какой из трех типов восприятия ему подходит больше всего. Это выяснить очень просто – например возьмем слово «школа», когда вы слышите это слово, вы тут же вспоминаете свою родную школу, и здесь важно обратить внимание как вы представляете себе школу (способы восприятия):
а) в виде картинки, изображения (это может быть само здание школы, или ребята вашего класса, или вид из окна в школе или что-то другое) Вы – визуал.
б) как набор звуков (например шум и гам на перемене, голос учителя или что-то другое) Вы – аудиал.
в) как набор ощущений, чувств ( например ощущение что вы сидите за партой, ощущение страха что вас вызовут к доске, или что-то другое) Вы – кинестетик.
Вы можете конечно представлять себе школу всеми тремя способами, но все же какой-то один из них доминирует над другими, а именно тот способ, который приходит из памяти в первую очередь, чаще всего это картинка, изображение.
И если ваш основной способ восприятия – (а) – виде картинки, т. е. вы – визуал, то вот вам рекомендации - как быстро и легко выучить стихотворение.
Чтобы быстро выучить стихотворение визуалу нужно внимательно и с интересом прочитать его, т. е. вызвать в себе интерес к этому стиху. Затем каждую строчку необходимо нарисовать у себя в памяти (в виде рисунка) как вы ее представляете, например:
«Белая береза за моим окном,
Принакрылась снегом точно серебром…..» (С. Есенин)
Здесь вам очень просто изобразить в памяти образ «березы», как высмотрите на нее из окна, на нее нападал снег и она сверкает как серебряные украшения…
Думаю вам понятно, что каждую строчку представляете в виде картинки, изображения.
После того как вы каждую строчку представили в виде картинки, прочитайте еще раз стих строчку за строчкой (мысленно картинку за картинкой) и представьте стих в виде набора последовательно сменяющихся картинок, т.е. представьте себе стих в виде мультфильма. Так вам будет интереснее и легче запомнить стихотворение.
Для аудиала ( представление информации в виде звуков, музыки).
Если вы – аудиал, то чтобы легко и быстро выучить стих, вам нужно каждую строчку стихотворения представлять в виде каких-то звуков, музыки. Каждая строчка стиха для вас должна ассоциироваться с каким-либо звуком или музыкой, тогда вы легко все запомните.
Для кинестетика (представление информации в виде ощущений, осязаний)
Для кинестетика лучше всего запоминать каждую строчку стиха в виде набора ощущений, осязаний. Например такой стих:
«Белая береза за моим окном,
Принакрылась снегом точно серебром…..» (С. Есенин)
Здесь вы можете почувствовать «белую березу», как вы проводите пальцем по ее поверхности ( по коре), почувствовать какая она твердая и неровная, почувствуйте снег – какой он холодный, тает в руках. Почувствуйте как этот холодный мягкий снег лежит на твердых и шершавых ветках березы…
Когда дети учат стихи легко, то они, бывает что интуитивно, выбирают правильный способ запоминания информации, например если он визуал – то запоминает стих в виде набора картинок, мультика.
А когда ребенку трудно выучить стих, значит он выбрал неправильный для себя способ запоминания стиха. Например если ребенок кинестетик, то ему нужно ощущать, чувствовать на ощупь все события и предметы, о которых говорится в стихотворении, а он вместо этого пытается запомнить картинки, как визуал.
Это касается запоминания любой информации, стихов, исторических дат, дней рождения родственников.
Подытожим: чтобы лучше запоминать, нужно это делать, желательно, в виде игры, чтобы было интересно. И конечно же запоминать подходящим для вас способом восприятия мира.
С добрыми пожеланиями, Алексей Веселов – психолог, автор практического аудио-курса:
«УСПЕШНОЕ БУДУЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА!» http://uspeh.vndetey.ru/