Школьное обучение одарённых детей

Ключ к созданию в школе подходящих условий для одарённых детей лежит в большей гибкости методов обучения – гибкости, чаще встречающейся в начальной школе, чем в средней. Возьмем, к примеру, обучение в группе, когда за несколькими классами присматривает команда примерно из пяти учителей. В таком случае специфические таланты и умение каждого учителя идут на благо сразу всем детям из разных классов, обеспечивая им гораздо больший кругозор, чем при одном-единственном педагоге. А это – противоядие от скуки и занудства.

Иногда в начальных классах используется “деревенская” система: пяти-, шести- и семилетние дети – все учатся вместе, как это часто случается в небольших сельских школах. При этом старшие дети обычно берут на себя заботу о младших, направляя их в изучение школьных премудростей и помогая подготовиться к занятиям или добраться после уроков до дому. Таким способом, одни дети становятся более ответственными, а другие легче привыкают к новым школьным порядкам – к тому же, “деревенская” система существенно ослабляет борьбу за первенство в классе и позволяет каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью, неважно, быстрее или медленнее, чем все остальные.

Я считаю, что к особо одаренным детям следует подходить, как к футбольной команде – подобно тому, как самые способные футболисты разных школ собираются после уроков или по выходным на общую тренировку, так и детям с талантами, лежащими в других плоскостях, следует предоставить возможность заниматься любимым делом сообща в каком-нибудь одном месте. Например, в той же школе, оборудованной под обучение практически любому предмету; получить возможность воспользоваться таким оборудованием в свободное от основных занятий время обычно не составляет большого труда и больших денег.

Все дети, не заинтересовавшиеся подобной работой по-настоящему, постепенно отсеются, так что устраивать предварительный отбор среди всех тех, кто желает несколько раздвинуть рамки школьного расписания, нет абсолютно никакой необходимости.

В более традиционной возрастной системе обучения и учителям, и родителям приходится как-то приспосабливаться к существующему распорядку. Один из самых очевидных выходов из такой ситуации для одаренного и развитого ребенка – перескочить через год и перейти сразу в следующий класс.

С другой стороны, ребенок, учащийся в школе, легко идущий на определенные уступки (да еще если директор ее – подлинный кудесник в составлении расписаний) обычно имеет возможность изучать вместе со старшими детьми лишь какие-нибудь один-два специфических предмета, не расставаясь со своим классом окончательно. Это чаще случается в средней школе, где обучение различным предметам проводится раздельно, с разными преподавателями и в разное время. А для самых способных детей вы вполне можете договориться о посещении ими занятий какого-либо колледжа по той специальности, в которой раскрылись таланты юных дарований.

Тем не менее, подобное ускорение темпов школьного обучения не самый лучший вариант даже для наиболее одаренных детей, гораздо полезнее загрузить их какой-нибудь дополнительной работой либо непосредственно во время уроков, либо по окончании занятий в школе. Процесс перехода в класс к детям, которые его на год или на два старше, – неважно, на время или навсегда -ставит перед вами и вашим ребенком три следующих вопроса:

В состоянии ли ребенок физически принимать участие в играх и других занятиях старших детей? Если нет, то он может начать считать себя слабаком, неудачником во всех смыслах – к тому же, учителя способны забыть о его реальном возрасте и непреднамеренно подтвердить подобные опасения ребенка.

Обладает ли ребенок необходимыми умственными способностями, чтобы играть со старшими на равных? Если он всегда самый маленький в компании и ведет себя соответственно, другие дети могут не захотеть принимать его в игру – что приведет к дополнительным огорчениям.

Достаточно ли развит ваш ребенок в социальном плане, чтобы суметь приспособиться к обществу детей старшего возраста? Казаться взрослее, чем ты есть на самом деле, по восемь часов в сутки пять дней в неделю требует изрядных усилий – справедливо ли до самого конца школы возлагать такую ношу на детские плечи?

Впрочем, многие человеческие способности гораздо лучше развиваются во внешкольное время. Одаренные дети могут извлечь огромную пользу из общения с художниками, артистами, инженерами, учеными, мастерами -словом, с любыми профессионалами , не являющимися педагогами в привычном смысле слова. Как родители вы вполне можете предложить вашей школе организовать для одаренных детей посещение того или иного колледжа, знакомство с каким-нибудь институтским курсом или просто встречу с ученым лектором с последующей дискуссией.

Нехватка денег не является серьезной помехой – как правило, дополнительные занятия для талантливых детей можно легко устроить, воспользовавшись уже имеющимися в наличии средствами. Все, что требуется от вас – это свежий взгляд на вещи, живое участие и желание перебороть существующие в школах шаблоны обучения Развитые мальчики и девочки сильно нуждаются в родительской энергии и целеустремленности. Если вы сможете помочь им в данный момент, в будущем они непременно воздадут вам сторицей.

Воспользовавшись этими и другими идеями и принципами, вы вполне в состоянии освободиться от пут традиционного формального обучения, где каждый ребенок без различия его способностей самим своим возрастом прикован к определенному классу с раз и навсегда установленными предметами, расписаниями и домашними заданиями. Достаточно просто немного подумать – и вы почти наверняка найдете какой-нибудь разумный способ обеспечить вашему ребенку должный стимул к дальнейшему обучению и подобрать ему занятие по вкусу и нагрузку по силам.
Частное образование

Почему некоторые родители предпочитают платить за обучение своих детей довольно большие деньги, хотя всегда есть возможность устроить ребенка в школу совершенно бесплатно? Основная причина – желание взрослых обеспечить мальчику или девочке больше шансов на успех на государственных экзаменах и передать им через установления и порядки частной школы свои собственные взгляды на жизнь. Тем не менее, каждую конкретную школу следует оценивать исключительно по делам ее, и если родители действительно хотят как можно более разностороннего и качественного образования для своих детей, лучше будет не спешить принимать желаемое за действительное.

Стандарты обучения, школьная атмосфера, размер классов, индивидуальное учительское внимание, физические наказания, упор на спорт и т.д. – все это серьезно влияет на настоящее и будущее вашего ребенка, неважно, платите вы за это или нет. Зачастую в частных средних школах количество детей в классе точно такое же, как и в государственных. С другой стороны, и там, и там для определенных занятий могут создаться меньшие по размеру детские коллективы, так что вам следует в первую очередь досконально выяснить, как именно организуются учебные группы в выбранной вами школе. А в ряде случаев, если это в ваших силах, лучше будет, просто переехать жить поближе к какой-нибудь приличной государственной школе.

Часто считается, что педагоги из частных школ большие профессионалы своего дела, хотя все учителя сдают одни и те же экзамены и получают квалификационные свидетельства по одной и той же системе. Тем не менее, учителя вполне естественно стремятся устроиться именно в ту школу, где они нашли бы работу по вкусу, так что те педагоги, которые все-таки попадают в частные школы, скорее будут стараться понравиться своим основным клиентам – родителям. Я провела опрос среди учителей с целью определить, каковы именно их взгляды на процесс обучения, и выяснилось, что между представителями школ разных типов не существует серьезных разногласий. Все они одинаково неохотно относятся к компромиссу между позицией школьного начальства и своими собственными принципами, кто бы ни платил им жалование.

Те школы, которые набирают детей по способностям, иногда обеспечивают им довольно одностороннее образование, посвященное исключительно успешному прохождению ребенка через государственные экзамены. Они учат своих подопечных как бы фрагментарному мышлению, что серьезно ограничивает раскрытие творческого потенциала учащихся. К тому же постоянное натаскивание детей на экзамены может создать у них определенные проблемы эмоционального плана – хотя многие умные и развитые дети чувствуют себя в подобных школах с предварительным отбором учащихся совершенно замечательным образом. В конце концов, там они получают возможность тесно общаться с такими же одаренными и любящими учебу мальчиками и девочками и не страдать на уроках от скуки, а работать с полной : отдачей на своем собственном высоком уровне. Как и следовало ожидать, результаты экзаменов для таких школ гораздо выше, чем для обычных учебных заведений. Все-таки, туда отбирают действительно самых умных детей -хотя учебные методы зачастую чересчур традиционны.
Чего именно ждут от школы одаренные дети?

В ходе моих исследований я опросила около двухсот талантливых детей в возрасте от пяти до пятнадцати лет с целью выяснить, чего именно ждут они от своего обучения. Большая их часть вполне отдавала себе отчет в типе и качестве получаемого образования и испытывала ту или иную степень возмущения ими. В целом, дети хотели изменить подход учителей – не содержание уроков, а то, как именно преподносится определенный материал, и я пришла к выводу, что никто не сможет рассказать об образовательных запросах и потребностях одаренных детей лучше их самих, сколько бы лет им ни было. Далее приведен ряд соображений младших участников опроса, часто произносившихся с кривой усмешкой, где они указывают на некоторые не такие уж и веселые стороны своей школьной жизни.

Брайан (11 лет): Ты проводишь в начальной школе целых четыре года, пытаясь убедить учителя, что ты хороший мальчик, но ничего не получается, ты. шутишь и показываешь, насколько ты всем этим доволен

Венди (9 лет): Если бы не амбиции учащихся, все школы давно бы развалились.

Сара (9 лет): Когда учительница говорит, чтобы ты замолчала, ты словно засыпаешь – и спишь до самого звонка.

Эндрю (10 лет): Учитель, который вопит, что всем головы поотрывает, считается оригиналом, учителя, которые считают себя уважаемыми людьми, просто надоедают.

Джиллиан (11 лет): В начальных классах наш учитель просто упивался властью; он мог сделать все, что угодно, хоть кого довести до слез. В то время, пока он говорил мне, насколько я безнадежен, я привык пересчитывать все трещины на потолке и играть про себя во все известные игры.

Кевин (8 лет): Плохой учитель говорит: “Это так”, а хороший спрашивает: “Почему это так?”

Генри (7 лет): Когда учитель в плохом настроении, я не учусь; я тогда учусь только на следующем уроке, когда он в хорошем настроении. Когда я сплю на уроке, у меня в голове чешется. С телевизором лучше, с ним я не засыпаю.

Роберт (11 лет): Отметки определяет учитель. Если ты мило шутишь с ним и коротко подстрижен, тогда все о-кей. Но будь ты даже самым что ни на есть отличником, если учитель считает тебя тупицей, его ничем не переубедишь.

Стефан [ 11 лет): Дети – это такие опасные штуки, которые устраивают в школе бардак. Учителя борются со своими классами, это и называется соревнованием в учебе.

Далее приведены некоторые детские ответы на мои вопросы.
Какой тип уроков вам больше нравится?

Наибольшее предпочтение отдается продленным занятием, когда у способных учеников действительно достаточно времени, чтобы как следует освоиться с предметом урока. Им не нравится собирать информацию по крохам, лучше, если сначала учитель знакомит их с какими-то базовыми идеями. Так, один двенадцатилетний мальчик сказал мне, что его чрезвычайно интересовали общие принципы теплообмена, но сперва пришлось выучить кучу всевозможных частностей. Он считает, что эти два аспекта вполне можно было бы совместить.

Дети также желают принимать участие в разработке методики своих занятий вместе с учителями – чтобы знать, какова цель уроков и что нужно сделать, чтобы этой цели достигнуть. Девочка 13 лет рассказала, что ее историк часто задавал классу учить наизусть те или иные даты, а ей это казалось совершенно бессмысленным делом. Она думает, что более широкий подход к истории изучаемого периода, когда сначала изучается сам дух той или иной эпохи, а потом уже она наполняется именами и событиями, был бы гораздо интереснее и полезнее.
Что, на ваш взгляд, должно принести вам образование?

Дети считают, что школа должна помочь им вырасти более разносторонними и знающими людьми. Они хотят, чтобы школа уважала их интересы и их систему ценностей, и негодуют по поводу того, что сами расценивают как чрезмерный упор на интеллектуальное развитие. Они говорят, что им нужно то, что они называют “здоровым” образованием.
Вам было когда-нибудь скучно в школе?

Периоды скуки испытывают в школе практически каждый ребенок, но у одаренных детей они мог/т быть связаны с особенностями их способа усвоения новых знаний, особенностями, которые не всегда осознаются учителями Так, для большинства школьников учебный процесс – это прогресс от более простого к более сложному, от частного к общему, происходящий “правильным” образом – правильным с точки зрения школы. Но талантливые мальчики и девочки вполне в состоянии безболезненно перескочить через одну или несколько стадий подобного процесса – честолюбивый маленький математик способен разобраться со всеми тонкостями сложного деления задолго до того, как учитель закончит свое выверенное годами выступление.

В данном случае помощь следует ждать от более гибких методов обучения. Необходимо дать возможность способным школьникам развиваться собственными темпами, чтобы им не приходилось томиться в неподвижности, бездельи и безмолвии, поджидая, пока остаток класса справится с полученным заданием. Дети, с которыми я общалась, часто признавались мне, что если бы они могли работатьтю-своему, но под руководством кого-нибудь из взрослых, им не было бы так скучно, а один пятнадцатилетний мальчик сказал, что чувствует себя в школе как под колпаком: он с охотой брался за разные интересующие его предметы, но всякий раз вынужден был отступать и останавливаться там, где ему указывали учителя.

Несколько детей заявили, что в школе скучно потому, что там все слишком легко и просто. Они стремились к настоящему испытанию своих способностей – ситуации, требующей напряжения всех душевных сил, с равными шансами на удачу и на провал, в обществе сверстников одного с ними уровня развития. Так, одна девчоночья компания имела обыкновение собираться после уроков и обсуждать проблемы, разбор которых в классе учителя считали явно преждевременным.
Какой тип учителя вам больше нравится?

В целом одаренные дети хотят, чтобы учителя учили. Дружелюбные, добросердечные учителя – дело, конечно, хорошее, но смышленых учеников постоянно обуревает жажда все новых и новых знаний, а от кого получить их, кроме как от педагога?

Поэтому наиболее желанным наставником для таких детей является не самый умный, а самый свободомыслящий человек: чем способнее ребенок, тем меньше влияние имеют на него особенности учительского характера или стиля его обучения.

Комбинация гибкой школьной программы с разумным, спокойным и незашоренным учителем имела в глазах опрошенных детей стопроцентные шансы на успех.
Как нужно управлять школой?

Дети выдвинули по этому поводу несколько совершенно гениальных идеи: хотя некоторые из них и были больше озабочены всякими обыденными вещами, вроде школьных обедов, другие задумались об администрировании. Часть из них сочла школьное единоначалие недемократичным По их мнению, во главе учебного заведения должна стоять группа учителей, а для того, чтобы школа функционировала лучщим образом, необходимо еще и участие самих детей на всех уровнях ее управления. В основном, чем одареннее дети, тем меньше он зависит от “системы” Им, конечно, приходится мириться с ней до поры до времени, но они настроены кардинально изменить существующие порядки, как только это будет в их силах.
Разговоры с детьми о школе

Для того, чтобы добиться наилучших результатов, родители и учителя должны активно работать с детьми. И никто не сможет так хорошо оценить результаты их деятельности, как само юное дарование – вне зависимости от его возраста. Поддерживать обратную связь особенно важно в случае с наиболее одаренными детьми – учебная нагрузка на них чрезвычайно велика, и она требует серьезных усилий даже от тех, кому учеба в принципе дается легко. Таким детям просто необходимо дополнительное внимание со стороны всех заинтересованных лиц, чтобы не дать им упасть духом в какую-нибудь особенно трудную минуту.

Наиболее часто родители разговаривают с детьми о делах по утрам, собирая их в школу, – но такой разговор обычно целиком посвящен всяким сиюминутным проблемам и редко выходит за их рамки. Гораздо лучше поговорить с ребенком о прошедшем дне вечером, по окончании школьных занятий. Когда это делается с должным тактом и вниманием, ваше общение с ребенком может перейти на более высокий уровень и принести больший эффект, чем случайные небрежные расспросы.

К тому же, в данном случае вы можете существенно помочь успеху ребенка в школе – особенно если обратите внимание на следующие моменты:
Помогают ли в школе вашему ребенку узнать больше об интересующем его предмете? Если у него есть какие-либо проблемы, какие шаги предпринимаются для их разрешения? Что ему действительно нравится в школе?
Если ребенок имеет собственное мнение на этот счет, узнайте, какой способ учебы он предпочитает и как он относится к позиции, занимаемой по данному вопросу школой.
Доволен ли он своими отметками или считает, что есть возможности для их улучшению?
Какие предложения он может внести по поводу установления лучшего контакта между учителями и родителями?
Предупреждение: не ждите, что ваш ребенок отнесется к обсуждению всех аспектов его образования с таким же энтузиазмом, как и вы.
Вопросы к учителям

Далее приведен ряд вопросов, которые хорошо было бы обсудить непосредственно с учителем.
Узнайте мнение педагога о том, насколько хорошо справляется ваш ребенок с работой в классе.
Спросите, есть ли у школы возможности давать одаренным детям какие-нибудь дополнительные задания во время основных занятий.
Обсудите, каким образом школа могла бы развить интересы вашего ребенка, вплоть до определенной специализации его обучения.
Обсудите способы, которыми можно было бы расширить кругозор ребенка и увеличить сферу его интересов.
Узнайте, каким образом ваш ребенок может разделить новые учебные возможности с остальным классом.
Но не старайтесь заставить учителя уделять повышенное внимание каким-либо специальным интересам вашего ребенка, если педагог считает, например, что в данный момент ему лучше как следует заняться своим правописанием.
Можно ли предсказать успех ребенка в школе?

Главная проблема с предсказанием успеха или неуспеха вашего ребенка в школе заключается в том, что между его замечательными учебными способностями и полным раскрытием творческого потенциала лежит великое множество всевозможных “но” и “если”. Предсказать развитие таланта человека к чему-то особенно трудно, если у него не было еще случая по-настоящему попробовать свои силы. Художник Ван-Гог, к примеру, получил возможность заняться живописью, лишь будучи уже вполне взрослым человеком. В детстве вряд ли кто-нибудь мог угадать в мальчике необыкновенный творческий дар; более того, из-за своего новаторского стиля Ван-Гогтак и не был широко признан при жизни “настоящим* художником.

Далеко не все школы учат детей одному и тому же или развивают в них одни и те же интересы, даже на уровне младших классов. Так, я была в одной начальной школе и не нашла во всем здании ни одного музыкального инструмента, а в другой, оченй похожей школе того района около тридцати детей учились игре на гитаре Вся разница между двумя учебными заведениями состояла лишь в том, что в первом из них абсолютно никто из учителей не интересовался музыкой, а во втором нашелся энтузиаст, захотевший, чтобы дети разделили получаемое им от гитары удовольствие.

Стоит ли говорить, что среди учащихся первой школы вообще не оказалось талантливых маленьких музыкантов?

Все, на что способны родители и учителя, – это строить предположения о будущем, ожидающем ребенка, на основании того, как он ведет себя в определенном возрасте. Так, миллионам младенцев мужского пола их родители предсказывают карьеры блистательных боксеров или футболистов буквально в первые же недели жизни. Иногда взрослые искренне желают, чтобы их дети развивали в себе какие-то конкретные склонности, и начинают искать (и находить) соответствующие признаки чуть ли не с пеленок. Именно поэтому десятилетняя девочка может быть убеждена, что станет “санитаркой” -в самом деле, она ведь умеет уже перебинтовывать ногу своей кукле или наклеивать пластырь брату на палец… К сожалению, предсказания такого рода сбываются достаточно часто, у многих детей просто не хватает уверенности в себе, чтобы воспротивиться воле родителей и попробовать себя в чем-то еще.

Самый лучший способ попробовать предсказать последующий успех ребенка в том или ином деле – это сравнить, насколько хорошо он справляется с ним в настоящем и как сильно хочет продолжать заниматься им в будущем; ключ лежит в собственных ощущениях ребенка по поводу любимого занятия. Пятилетний мальчик может просто обожать играть с тестом – это еще не значит, что он обязательно станет булочником: ребенок вполне в состоянии обнаружить удовольствие в самом процессе лепки, и из него вполне может вырасти совершенно замечательный скульптор.

Существует ряд психологических тестов, используемых для определения будущих наклонностей ребенка. Они основаны на накопленном в процессе взросления тысяч детей опыте развития их способностей и талантов. Исходя из этого эмпирического опыта, вы можете попробовать угадать будущее и вашего малыша – вот только срабатывают подобные тесты далеко не всегда.

Каждый ребенок уникален, он взрослеет своим собственным, неповторимым путем и вполне способен добиться результатов, отличных от рассчитанных для него на примере других детей.

Схожая история происходит и с тестами на развитие интеллекта. Они неплохо предсказывают успех в определенной области для группы детей – школьного класса, например, но могут иногда давать сбои на отдельно взятом ребенке: так, многие дети с весьма скромным IQ не особо хорошо учатся в школе, зато впоследствии добиваются в жизни совершенно замечательных результатов. Американский писатель и иллюстратор детских книг Морис Сендак был как раз из их числа – одаренным умненьким мальчиком, но никак не гением. Он бросил школу и перепробовал множество разнообразных занятий, пока не нашел то, что искал. Рисование всегда привлекало его и получалось действительно хорошо, хотя в школе к подобным его наклонностям относились весьма неодобрительно. Теперь его рисунки доставляют искреннюю радость миллионам детей, а самого Сендака они сделали миллионером.

Каким бы замечательным ни был тот или иной тест, в любом случае, на результаты его сильно влияют состояние ребенка непосредственно в день экзамена. Влияет на них и то, как ребенок воспринял саму идею тестирования – напуган он или? наоборот, радостно возбужден; и то, как, по его мнению, относится к нему учитель – одобрительно или с осуждением; и то, как он себя чувствует -хорошо или простужен, и так далее. Если результаты тестов меняются изо дня в день, тем более они варьируются на протяжении нескольких лет. Так, в зависимости от обстоятельств жизни ребенка, его IQ претерпевает кардинальные изменения – иногда процесс интеллектуального развития может быть задержан какими-то естественными причинами – крайней нищетой или продолжительной болезнью, но все может вернуться на прежний уровень, стоит условиям существования хоть чуть-чуть улучшиться.

Школьные успехи ребенка часто измеряются по их наиболее очевидным проявлениям, например, экзаменационным отметкам, хотя обучение отнюдь не исчерпывается одними лишь экзаменами и контрольными. Именно в школе приобретаются определенные учебные навыки, закладывается основа критического мышления, формируется комплекс жизненных ценностей и воззрений человека, который в полной мере проявится лишь много лет спустя Насколько интересным и стимулирующим может стать обсуждение каких-либо фактов, настолько утомительным и ненавистным может быть их заучивание перед экзаменом, так что нет ничего удивительного в том, что зачастую у родителей и учителей создается ложное представление об интеллектуальном потенциале тех или иных детей, если только взрослые не находят в себе силы отказаться от слепого следования результатам контрольных проверок. В любом случае, предсказание уготовленного вашему ребенку будущего всегда относится к области чистого гадания – неважно, на чем оно основано: сложнейших статистических вычислениях или тончайшей интерпретации малейших нюансов детского поведения.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ УСПЕХУ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ?

Если вы сами считаете образованность одним из ценнейших качеств, ваш ребенок, скорее всего, примет ту же точку зрения.

Постарайтесь проследить, чтобы у вашего ребенка было все необходимое для работы и учебы – например, много писчей бумаги, карандашей и свой собственный угол в доме.

Если ребенка ничто не тревожит и не раздражает, он сможет учиться в школе более легко и успешно.

Постарайтесь подобрать для вашего малыша хороший детский сад или подготовительную группу, как только вы почувствуете, что он созрел для этого.

Работайте над успеваемостью ребенка в сотрудничестве и согласии с его учителем. Если вам кажется, что учитель сильно недооценивает сына или дочь, попробуйте все-таки сначала поговорить непосредственно с ним самим о вашем впечатлении. Противоречие между тем, чему ребенок учится в школе и чему – дома, может совершенно сбить его с толку.

Поддержка и одобрение семьи необходимы для одаренных, жадно тянущихся к знаниям детей -особенно, если весь остальной класс недоброжелательно настроен по отношению к таким чересчур трудолюбивым ученикам.

Постарайтесь, чтобы ваши ожидания соответствовали реальному уровню способностей ребенка. Весь смысл заключается в том, чтобы дать ему возможность как можно полнее проявить себя, не поднимая при этом планку настолько высоко, что любые попытки преодолеть ее изначально будут обречены на провал.

Не спешите отказаться от букваря только потому, что вы считаете своего ребенка и без того достаточно умным, – хотя он и способен читать довольно бегло, ему все равно могут понадобиться какие-то промежуточные шаги на пути полнейшего освоения данного искусства.

Хотя это может показаться вам делом весьма нелегким, старайтесь постоянно поддерживать в ребенке интерес к изучаемому предмету. Ничто не убивает желание учиться быстрее, чем скука.

Для того, чтобы материал усваивался наилучшим образом, необходимо, чтобы ребенок видел в этом определенный смысл.

У ребенка должно быть право на ошибку: следите за собой и старайтесь не поправлять его грамматику излишне часто, особенно когда он увлеченно что-то вам рассказывает.

Вознаграждайте хорошее прилежание лаской и иногда небольшими подарками, но только тогда, когда это оправдано стараниями ребенка. Незаслуженная награда теряет весь свой смысл.

Помогите детям с самого начала выработать правильные методы обучения в соответствии с советами, приведенными в настоящей главе.

Поощряйте детей досконально, до конца, исследовать заинтересовавшие их идеи.

Проявляйте побольше родительской инициативы и интереса к тому, чем занят ваш ребенок. Так, вы можете вместе ходить по музеям или посещать какие-нибудь другие достопримечательные места, чтобы подвести хороший фундамент под то или иное его увлечение. Но не переусердствуйте: вами должны руководить интересы ребенка, а не желание казаться хорошими родителями.

Обучите ребенка сперва разбираться с принципами, лежащими в основе того или иного изучаемого предмета, а уж затем переходить к деталям.

Автор Горшкова Елена Евгеньевна
Материал взят с сайта: http://www.ymbaby.ru
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Оставить комментарий